.

Вы здесь

XXIX БАЛТИЙСКАЯ РЕГАТА

XXIX БАЛТИЙСКАЯ РЕГАТА

30.04.2013 Автор: 0 9551

П.М.Карякин «Катера и яхты» №1 (71) январь-февраль 1978г

 

XXIX БАЛТИЙСКАЯ РЕГАТА

ПЕРВАЯ ПРОБА ОЛИМПИЙСКИХ ДИСТАНЦИЙ 

 regata

Очередная международная регата, проводившаяся в Таллине, привлекла необычно большое количество зарубежных спортсменов. Впервые за всю историю Балтийских регат на парусах яхт можно было видеть опознавательные литеры 17 стран, в том числе заокеанских — США, Бразилии, Австралии. Для многих из гостей — будущих соперников на Олимпиаде — встреча была первой пробой воды и ветра Таллинского залива.

Участники регаты прибыли в Пириту в самый разгар строительных работ. Возводились яхт-клуб и здания олимпийской деревни, сооружения гавани, но никого не тяготила обстановка огромной стройки — толчея машин и кранов, траншеи, склады материалов и конструкций. Радовало то, что контуры олимпий­ского комплекса уже четко вырисовывались на этом фоне!

Перед регатой были тщательно размечены три зо­ны для проведения гонок. В каждой из них соревно­вались яхты двух классов: на дистанции «Аэгна» (красная, близ о-ва Найссар) — катамараны «Торна­до» и «звездники»; на «Виней» (желтая, в середине залива) — «Солинги» и «Летучие Голландцы»; на «Пири­те» (оранжевая, сразу же на выходе из реки) — швертботы «470» и «Финны». «Пирита» — самая ма­ленькая дистанция с диаметром 1,5 морских мили, «Аэгна» и «Вимси» имеют диаметр по 2 мили. Как и на Олимпийских гонках, каждой дистанции присвоен свой цвет; соответствующий цвет имели и поворот­ные знаки и флаги судейских катеров, обслуживаю­щих дистанции. В центре каждой зоны стоял посто­янный отличительный знак — тоже «своего» цвета, который служил ориентиром для гоночного комитета при выставлении дистанции.

Между судейскими катерами и берегом осуществ­лялась радиотелефонная связь (на разных частотах — для каждой дистанции отдельно). Радиосвязь исполь­зовалась для установки и изменения дистанции, спа­сательного обеспечения и передачи на берег всей ин­формации по гонке. Данные стартовых и финишных протоколов передавались в центр на ЭВМ. К моменту возвращения спортсменов в яхт-клуб предваритель­ные результаты по данной гонке уже были готовы, а после принятия решений жюри по протестам на сле­дующий день опубликовывались окончательные ре­зультаты гонки и результаты по сумме всех состояв­шихся гонок.

На дистанции «Пирита» на старте применялся ви­деомагнитофон, оказавшийся очень полезным при обсуждении протестов. Состав участников нынешней Балтрегаты был не­сколько менее многочисленным, чем на многих из 28 предыдущих регат, но существенно отличался от них качественно: в борьбе участвовали многие чемпионы мира и Европы, чемпионы и призеры Олимпийских игр. Парусный спорт нашей страны был представлен 70 сильнейшими экипажами, причем наряду с испы­танными олимпийскими борцами, такими, как В. Ле­онтьев, В. Васильев, В. Потапов, А. Балашов, высту­пали и представители молодой смены нашей сборной во всех шести классах яхт.

В «Звездном» классе отсутствовал наш сильнейший рулевой В. Манкин, а в классе «Солинг» — Б. Будников (оба экипажа в это время участвовали в чемпио­натах Европы за рубежом), что, естественно, значи­тельно снизило остроту борьбы. «Звездный» флот во­обще оказался мало представительным — в гонках участвовало только 8 советских яхт. Лидерство уже со второй гонки захватил ветеран этого класса В. Ва­сильев, который выступал на «звезднике» «Торнадо» Т. Пинегина, построенном шесть лет назад. Основную конкуренцию ему составили Е. Калина (на новейшей яхте), Я. Элнноннс и А. Вольмер, перешедшие на «звездники» лишь в начале этого сезона.

Балтика не порадовала яхтсменов ветрами — в про­должение всей регаты дули неустойчивые по направлению и преимущественно слабые ветры. Любопытно, что, кроме А. Балашова, будущие победители во всех классах начали соревнования неудачно — нужно было время, чтобы приспособиться к неожиданным захо­дам ,ветра, найти ветровые полосы, дующие из-за ост­ровов или мысов.

Много забот оказалось у судей на ближней дистан­ции «Пирита». Причиной были массовые фальстарты, вызванные большим количеством участников и высо­ким накалом страстей. Только после шестого старта начали одну из гонок швертботы «470» (когда они подходили к поворотному знаку после первой лавировки, ветер изменил направление сразу на 20° и судьям пришлось прекратить эту гонку!).

В классе «Финн» обычная l1-минутная процедура старта затянулась на целых два часа, семь раз давался отзыв после массового фальстарта! Только с восьмого старта началась эта гонка, которую выиграл нынешний чемпион Европы и мира испанец Ж. Блан-ко; вторым пришел экс-чемпион мира англичанин К. Лоу, а олимпийский чемпион Й. Шуман (ГДР)— финишировал только четырнадцатым. Удалось про­вести всего шесть гонок; в трех из них победил и стал чемпионом регаты наш сильнейший «финнист» Андрей Балашов.

Пожалуй, одним из самых популярных гостей ре­гаты был двукратный олимпийский чемпион в классе «Летучий Голландец», трехкратный чемпион мира и четырехкратный чемпион Европы англичанин Родней Паттисон. Кстати сказать, он прибыл в Таллин с еще одним — новым чемпионским титулом: месяц назад он одержал победу на чемпионате мира в классе «четвертьтонников» в Хельсинки. Но в Таллинском зали­ве он оказался менее удачливым и пропустил вперед нашего В. Леонтьева и чемпиона Европы У. Штейнгросса (ГДР). Паттисон никак не мог подняться вы­ше 3-го результата в гонке, но такое начало не обес­куражило закаленного в битвах спортсмена: он зая­вил, что выиграет хотя бы одну гонку из семи и все­ми силами стремился к победе. Свое слово Паттисону сдержать удалось: он победил в заключительной гон­ке регаты, которая проходила при свежем ветре, по­рой достигавшем 4 баллов. Покидая столицу Эстонии, общительный англичанин сказал, что Таллин ему по­нравился и стать здесь олимпийским чемпионом бу­дет особенно приятно — теперь он мечтает только об этом!

Скромным был и результат «непобедимого Рэга» — олимпийского чемпиона в классе «Торнадо» Реджинальда Уайта. Удача сопутствовала хозяевам регаты — А. Померантсу со шкотовым А. Зыбиным и гонщи­кам из Финляндии П. Нарко и И. Сийра. Неплохо провели гонки и братья Виктор и Александр Потапо­вы, только в 1976 г. дебютировавшие в новом для се­бя классе катамаранов. Их преемники в классе «470» — чемпионы Европы 1977 г. братья Юрий и Василий Корячкины еще раз показали высокое мастерство в упор­ной борьбе с очень сильными французскими яхтсме­нами. (Французы привезли в Таллин пять экипажей и заняли четыре места из первых шести. Поскольку на Олимпийские регаты швертбот «470» пришел из Франции, то для французских яхтсменов хорошее вы­ступление в этом классе является делом престижа!) Победил в первой гонке и лидировал вплоть до чет­вертой гонки наш В. Игнатенко, но «запаса прочно­сти» ему все же не хватило. В роковой для него последней схватке он занял 6-е место, а французы Ж. Салу и Д. Бернар, Одержав вторую победу, стали чемпионами Балтрегаты.

В классе «Солинг», как уже говорилось, не было нашего первого номера сборной — Б. Будникова, впрочем, как и сильнейших рулевых в этом классе из ГДР: все они в это время боролись за звание чемпиона ми­ра в Норвегии. Рижский экипаж — Р. Бердаш, Л. Крейгерс и В. Крупович, заняв 1-е место, еще раз проде­монстрировал, что у нашей олимпийской сборной и в этом классе есть достойный резерв. Тем более, что и два «резервных» экипажа из ГДР также оказались до­статочно сильными: хорошо известный в прошлом «финнист» В. Рихтер занял 2-е, а X. Хютнер — 3-е места. В почетную «шестерку» вышла также и одна из трех финских яхт, управляемая М. Иокиненом.

Делать какие-либо прогнозы на основе результатов Балтийской регаты не стоит! Вряд ли они полно отра­жают истинное соотношение сил, тем более, что ряда сильнейших гонщиков в Таллине не было. Это была разведка боем, ознакомление с условиями акватории будущей ОПР-80. Каждый спортсмен, претендующий на участие в Олимпиаде XXII, старался собрать возможно более полную информацию, необходимую для подготовки успеха.

regata2

Чемпион Балтийской регаты Андрей Балашов.

Отрадно, что большинство зарубежных участников регаты, тренеры команд и представители спортивной прессы высоко оценили организацию гонок в Таллине и выразили надежду, что ОПР-80 пройдет на высоком уровне.

Boatportal.ru

logo