.

Вы здесь

НА НОВЫХ ТРАССАХ— НОВЫЕ ЧЕМПИОНЫ

НА НОВЫХ ТРАССАХ— НОВЫЕ ЧЕМПИОНЫ

29.04.2013 Автор: 0 10208

«Катера и яхты» №1 (71) январь-февраль 1978г

 

НА НОВЫХ ТРАССАХ— НОВЫЕ ЧЕМПИОНЫ

 

XXIV ЧЕМПИОНАТ СССР ПО ВОДНО-МОТОРНОМУ СПОРТУ, г. ГРОЗНЫЙ, 28 СЕНТЯБРЯ - 3 ОКТЯБРЯ 1977 г.

По многолетней традиции репортаж о главном событии водно-моторного сезона — лично-команд­ном Чемпионате СССР давался е последнем номере года. На этот раз традицию пришлось нарушить, поскольку чемпионат завершился лишь в октябре, когда декабрьский номер сборника уже находился в типогра­фии.

Чемпионат проводился действи­тельно слишком поздно. Поздно да­же для такого южного города как Грозный. Неудивительно, что при­ехавшие в Чечено-Ингушетию спорт­смены были встречены дождливой и холодной, типично ленинградской осенней погодой. Хотя в заключи­тельные дни соревнований появи­лось солнце и стало теплее, во вре­мя первых заездов гонщики чувст­вовали себя очень неуютно.

Чемпионаты СССР проводятся по территориальному принципу и яв­ляются смотром успехов развития водно-моторного спорта страны. В Грозный прибыли команды 13 союзных республик, культивирую­щих водно-моторный спорт (как обычно, не были представлены толь­ко Киргизия и Таджикистан), Моск­вы и Ленинграда.

Всесоюзные соревнования в Грозном проводятся во второй раз; в 1976 г. здесь проходило первен­ство ДСО и ведомств, поэтому боль­шинству спортсменов водоем зна­ком. Чернореченское водохранили­ще, расположенное на окраине го­рода, — небольшое, примерно два километра в длину, меньше кило­метра в ширину. Со всех сторон оно надежно прикрыто холмами — здесь даже в свежий ветер поднимается лишь небольшая рябь. Так что усло­вия для соревнований не просто хо­рошие, а слишком хорошие! Прямо скажем, это помешало стремлению организаторов в полной мере приб­лизить условия к принятым за рубежом, где бороться за победу при­ходится, как правило, на волне. Для этого водоем оказался слишком мал — волны так и не было, тем более, что стоял полный штиль!

Если на прошлом чемпионате в Таллине, когда применялись «пла­вающий» состав команды и очковый командный зачет, тренеры и пред­ставители команд чуть ли не перед каждой гонкой буквально осаждали судейскую коллегию, стремясь вклю­чить своих командных гонщиков непременно в ту группу, где сорев­нующихся поменьше, в Грозном этого не нужного никому ажиотажа не было.

Наконец-то вновь введен твердый состав команд! Этот «шаг назад» — бесспорно правильное решение. Сейчас в республиках культиви­руются все классы, входящие в ко­мандный зачет; на соревнованиях все эти классы были представлены не менее чем  18—20 участниками.

По положению на XXIV Чемпио­нате СССР команда включала: два скутера национальных классов ОВ и ОС, две мотолодки SB и одну SC, три глиссера классов R1, R2 и R4. В программу грозненского чемпионата вошли и гонки скутеров с гоночными моторами классов 0J, ОА, ОВ и ОС — только на личное первенство.

Вернулись мы и к командному зачету по скоростям, сохранив очки только для личного первенства. В командный зачет на XXIV Чемпио­нате шла сумма скоростей (по трем лучшим гонкам серии из четырех гонок) всех членов команды, в личный — сумма очков трех лучших го­нок. Все встало на свои места!

На судах с подвесными моторами заезды проводились на дистанции 5 миль (серия) и в личном первенстве— на 10 миль, на глиссерах — на дистанции 10 миль (серия) и а личном первенстве — на 15 миль.

Все предыдущие чемпионаты страны проводились на «длинной» 4-буйной трассе и наши соревнова­ния (в сборнике уже много говори­лось об этом) превратились в разно­видность рекордных заездов. Учтя практику проведения соревнований за рубежом, ФВМС приняла вполне оправданное решение о приближе­нии условий наших гонок к зарубеж­ным и ввела, начиная с этого чем­пионата, укороченную — с расстоя­нием между буями не более 1000 м — 2-буйную трассу для всех классов судов.

gonki1

На трассе Виктор Кусков — чемпион СССР 1977 г. на дистанции 10 миль и бронзовый призер серии гонок.

gonki2

Ульяновец Евгений Степанов — чемпион СССР в гонке на 15 миль в скутерах национального класса ОС.

gonki3

На дистанции гонок мотолодки SC: Л® 50 — Я. Миллерса, Л§ 71 — чемпиона СССР в серии гонок К. Тылла.

В Грозном впервые можно было, а и деть гонки на «короткой» (800 м) 2-буйной трассе. Ясно, что на такой трассе меньшее значение имеют скоростные качества судна на пря­мой и большее — его поворотли­вость и приемистость, а главное — мастерство спортсмена, его такти­ческая зрелость. (Это имеет особое значение а самом популярном у нас классе мотолодок, где моторы у всех участников заезда практически одинаковы!) И давая оценку прошед­шему XXIV чемпионату страны, мож­но с уверенностью сказать, что пе­реход на короткую трассу полностью себя оправдал! Гонки стали гораздо более динамичными и выиг­рали в зрелищном отношении, на­конец-то это были состязания спорт­сменов, а не конкурс техники.

По общему впечатлению, чемпио­нат в Грозном удался, давно не бы­ло такой интересной и азартной спортивной борьбы! Показателем и неоспоримым доказательством про­исшедших коренных перемен в ха­рактере состязаний может служить чуть ли не 100%-ное обновление ставшего уже привычным списка чемпионов и призеров! Явление в водно-моторном спорте крайне редкое!

Будем объективны. Есть у пере­хода на короткую трассу и «нега­тивная» сторона. В ходе гонок чемпионата не было установлено ни од­ного попутного рекорда — ни мира, ни страны. Это вполне закономерно, можно было бы даже не упоминать это как минус, но беда в том, что по непонятным причинам ФВМС СССР отменила проведение Дня рекордов (на дистанциях 1 км, фонд и часо­вых) в г. Гали, намеченного на конец октября. Причем об отмене стало известно буквально в день закрытия чемпионата, когда все уже погрузи­ли технику на автомашины и собира­лись переезжать в Гали. Это не что иное как проявление неуважения к труду наших ведущих гонщиков, ко­торые специально и подолгу — за­частую целый год — подготавливают технику к рекордным заездам. С по­путными же рекордами, думается, дело поправится: спортсмены освоят короткую трассу и, вероятно, уже в этом году мы сможем зарегистриро­вать новые рекорды!

Если репортажи о предыдущих чемпионатах иногда превращались в перечисление рекордов, а в названии статей неизменно присутствова­ло слово «рекорды», то рассказ о чемпионате в Грозном стоило бы озаглавить — «Настоящий спорт».

Первый гоночный день отведен заездам на личное первенство: се­рия 4x5 на скутерах с гоночными подвесными моторами.

gonki4

Заезд мотолодок класса SB. Впереди после старта — мотолодка с обво­дами глубокое V москвича А. Жирова.

gonki5

Воронежец Владимир Каширин, сде­лавший «золотой дубль» — ставший дважды чемпионом СССР W77 г. (и в серии гонок 4У.10 и в гонке на 15 миль).

gonki6

Ленинградец Виктор Сокол — чем­пион СССР в серии гонок в классе глиссеров R/ — перед решающей по­следней гонкой.

Открывают чемпионат гонки в классе OJ. Бросается в глаза небы­валое количество заявленных участников —14. (На двух предыдущих чемпионатах заявлялось всего по 5—7 человек, кончало же заезд в лучшем случае двое!). Но когда на старт вышла ровно половина заяв­ленного числа, все стало на свои места.

Об этом классе, некогда — в 60-х годах — очень популярном и много­численном, следует поговорить осо­бо. Уже несколько лет на наших чемпионатах вновь в OJ разыгрыва­ются медали чемпионов, однако го­ночные моторы этого класса — «Дельфины», поставлявшиеся когда-то из ГДР, теперь не поступают — изготовление их в 1965 г. прекраще­но. За прошедшие 12 лет почти все эти моторы или давно превратились в металлолом, или практически уже не имеют ни одной фирменной дета­ли, кроме, разве что, маховика. Так что в заездах скутеров O.I можно было увидеть самые диковинные мо­торы: чудом восстановленные «Дель­фины» различных лет выпуска, уни­кальный «Сич-175» (также восстанов­ленный из хлама), полностью само­дельный подвесной мотор, нако­нец — мотор, сделанный из 4-цилин-чрового «Кенига» класса ОБ. Впол­не естественно, что такая гоночная техника не могла работать надежно. И действительно, все четыре гонки серии смог пройти только один спортсмен — м. с. Д. Якубович (УССР). Вспыхнувшей было надежде на то, что класс возродился, не суж­дено было сбыться.

В 10-мильной личной гонке, кста­ти сказать, результатов ке было во­обще: из пятерых стартовавших ни один гонщик не смог пересечь фи­нишный створ! Все пятеро останови­лись на трассе, а судьи оказались в затруднительном положении: гонка продолжается, но финишировавших нет и не предвидится, контрольную трехминутку отсчитывать не от чего! Было принято уникальное решение: отсчитать контрольное время «от последнего заглохшего мотора»! В течение трех минут так никто и не завелся.

Такой результат, пожалуй, гово­рит сам за себя — класс давно умер, никакое искусственное возрождение его результатов не дает. Это только отвлекает квалифицированных спорт­сменов от действительно массовых классов надеждой получить медаль чемпиона СССР. Заезды зрелищно и спортивно неинтересны, по сути являются гонками «на выживание»: кто не остановился, тот и чемпион. Пришло, пожалуй, время, когда этот класс пора вывести из программы чемпионатов, а две «освободившиеся» чемпионские медали разыгрывать в национальных классах скуте­ров ОБ и ОС. Для энтузиастов клас­са OJ достаточно оставить возмож­ность демонстрировать свои резуль­таты в специальных рекордных заездах.

В заездах класса ОА участников почти столько же, сколько и в OJ — 13. В первом заезде заявку на победу делает ленинградец Д. Ишутин, но во втором и третьем блестяще выступает Д. Чермашенцев, лиди­рующий с момента старта и до са­мого финиша; занятое А. Чермашенцезым 2-е место в четвертой гонке окончательно склоняет чашу весов в его пользу. В 10-мильной личной гонке Д. Йшутин доказал, что пер­вую гонку серии выиграл не случай­но: все 8 кругов его упорно пресле­довал прошлогодний чемпион на этой дистанции Н. Пывват, но так и не смог вырвать победу.

После первых двух заездов ску­теров класса О В, на старт которых вышло 9 спортсменов, никто не сомневался в победе прошлогоднего чемпиона м. с. из Ульяновска В. Бо­рисова, выступавшего на отечествен­ном гоночном моторе «ГЛМ»: его зеленый скутер дважды с убедитель­ным отрывом от соперников первым пересекал финишный створ. Но... в третьей — он сошел с дистанции, в четвертой — не смог выйти на старт. По результатам трех лучших заездов наибольшее и равное количество очков набрали два спортсмена — м. с. В. Матулявичус (Лит. CCPJ и м. с. В. Букшин (Л-д); скорость ока­залась выше у В. Матулявичуса, он и стал чемпионом страны в серии.

В. Борисов стал единоличным ли­дером и взял реванш за неудачу в серии, победив на дистанции 10 миль.

В серии гонок скутеров ОС ос­трейшая борьба за чемпионский ти­тул развернулась между чемпионом 1976 г. м. с. Е. Ковалевым (УССР), серебряным призером ленинградцем з. м. с. В. Исаковым и москвичом м. с. м. к. П. Богдановым. Третий за­езд оказался решающим: москвич су­мел приплюсовать еще 400 очков за победу и стал недосягаемым (на пос­ледний заезд даже не выходил). Зато в 10-мильных заездах ему пришлось довольствоваться бронзой: лидерство со старта захватил неудач­но выступивший в серии киевлянин Э. Голубицкий. Неоднократные по­пытки В. Исакова, показывавшего бо­лее высокую скорость на прямой, вырвать победу ни к чему не приве­ли: киевлянин проходил повороты вплотную к бую, каждый раз застав­ляя В. Исакова идти по большему радиусу и терять секунды.

Второй гоночный день, собствен­но, и следует считать началом Чем­пионата — разворачивается командная борьба, идут заезды самых мас­совых и популярны» в нашей стра­не классов мотолодок и националь­ных скутеров.

Национальные скутера (ОБ и ОС) были задуманы в 1971 г. как массо­вый, доступный для многих клубов класс, поскольку здесь применяются широко распространенные потреби­тельские моторы, которые разреше­но форсировать самим спортсменам. Объем форсировки неограничен: оговорено только, что необходимо использовать серийный картер, блок и головку цилиндров, коленчатый вал, да и те могут быть переделаны. За прошедшие годы ведущие спорт­смены довели эти моторы до такой степени форсировки, что средние скорости, показываемые на них, лишь на какие-нибудь 10% ниже, чем скорости с импортными специ­альными гоночными моторами. Но использовать сложное оборудование (станки, стенды) для работ по гра­мотному форсированию могут дале­ко не все. Национальные скутера практически стали не менее слож­ным классом, чем международные, да и гонки на них понемногу выро­дились в демонстрацию не мастер­ства, а технического творчества спортсмена.

Интересно обратиться к зарубеж­ной практике. Высокая стоимость го­ночных «Кенигов» вынудила федера­ции многих стран культивировать скутера национальных классов с форсированными потребительскими моторами, называемыми «сток». Од­нако разрешаемый объем форсиров­ки моторов там значительно уже, чем у нас. В некоторых националь­ных правилах разрешаются только применение специально гоночного углового редуктора да замена кар­бюратора и свечей; все же осталь­ные детали и узлы мотора должны быть без изменений, топливо — то же, что и для серийного мотора. При таких ограничениях практически все спортсмены находятся в одина­ковых условиях.

Представляется целесообразным учесть этот зарубежный опыт: стоит несколько сузить объем разрешаемых переделок, а кстати и запре­тить применение метанола (получе­ние которого клубами сейчас сопряжено с большими трудностями).

В национальном классе ОБ заяв­лено 18 спортсменов и почти все они стартуют во всех гонках серии. Сто­ит поподробнее рассказать о приз­нанном герое дня — прошлогоднем чемпионе москвичем С. Е. Бочкаре. Он был недосягаем для соперников и в блестящем стиле выиграл пер­вый звезд, но буквально через де­сяток метров после финиша его ску­тер остановился: поломка редукто­ра! Спортсмен за время перерыва между гонками, видимо, не успел как следует отремонтировать мотор и в результате он вышел из строя на предпоследнем круге следующей гонки, лидеру заезда пришлось сой­ти с дистанции. Редуктор разрушен полностью. Е. Бочкарь успевает за­менить редуктор и... выигрывает остальные два заезда серии. Сумма очков по трем лучшим гонкам мак­симальная—1200! Е. Бочкарь, как выяснилось позднее, стал единствен­ным гонщиком, удержавшим завое­ванное в 1976 г. звание чемпиона СССР еще на один год. (Кстати ска­зать, в личной 10-мильной гонке двигатель   все-таки   снова   заглох.)

Из-за слишком высокой форсированности серийных двигателей про­цент схода с дистанции был велик: в лучшем случае финишировала поло­вина гонщиков — 9, в худшем — в последней гонке — всего 4!

В национальном 500-кубовом классе ОС борьба за золото отлича­лась необычайным накалом. Чемпио­ну 1976 г. Е. Степанову спортивное везение изменило. Уже на старте первой гонки его обошли молодой спортсмен из команды РСФСР м. С. И. Чермашенцев и м. С. В. Яскорун-ский (УССР). Е. Степанов, стремясь нагнать лидеров, излишне рискован­но сделал поворот у буя и его вы­бросило из скутера; спортсмен бы­стро влез в кокпит, но мотор заве­сти не удалось. Из-за ремонта Е. Степанов опоздал к старту второй гонки и пришел к ней только 6-м. Стало ясно, что в этом классе может быть новый чемпион! Следующий за­езд был единоборством двух пре­тендентов: со старта вперед выры­вается И. Чермашенцев, за ним бук­вально в 30—50 м упорно следует Е. Степанов, но теперь он не рис­кует на поворотах и никак не может настичь молодого гонщика!

То, что это поражение в серии можно объяснить невезением, Е. Сте­панов доказал в личной гонке: он почти на целый круг оторвался от серебряного призера м. с. Э. Песковского (Латв. ССР) и финиширо­вал с прекрасным для 2-буйной ди­станции результатом 87,410 км/ч — лучшая скорость в этом классе.

Еще интереснее были гонки, еще более напряженной была борьба — в классах мотолодок.Очень показательны результаты, продемонстрированные новыми мо­толодками с обводами глубокое V. Не подлежало сомнению, что на трассе с большим числом поворотов они должны быть выгоднее катама­ранов. И действительно, как по поворотливости, так и по приемистости килеватые лодки намного превосхо­дили их даже в типично катамаранных погодных условиях. Но то, что они по скорости на прямой на со­вершенно гладкой воде почти не уступали катамаранам и тримаранам, было неожиданностью.

В классе SB оказалось заявлено 38 участников, перед судьями встал сложный вопрос: как наиболее спра­ведливо провести личное первенство при таком большом числе спортсме­нов! Пункты положения о соревно­ваниях в этом случае противоречили один другому. С одной стороны, личное первенство определяется сум­мой очков, полученных в трех луч­ших гонках из четырех. С другой стороны, при количестве участников более 20 их рекомендовано разбить на две группы и провести в них по два предварительных полуфинальных заезда. По 10 спортсменов, показав­ших в них лучшие результаты, составят «двадцатку» финалистов, а в финале проводятся оставшихся два заезда серии с зачетом только по сумме этих двух финальных заездов. Судейская коллегия решила прове­сти первенство в SB, придерживаясь этого пункта положения, и тем по­ставила спортсменов в неравноправ­ные условия, более тяжелые, чем в других классах. Практически полу­чился зачет по всем четырем заез­дам из четырех!

В первую полуфинальную группу попали два м. с. м. к. — А. Жиров и Т. Хааге, чемпион 1976 г. на 10-миль­ной дистанции Н. Егоров и серебря­ный призер П. Клабуков. Второй со­став оказался не менее представи­тельным: м. с. м. к. Г. Черненко и Б. Клюшников, прошлогодний чем­пион м. с. м. к. Ю. Иванов, м. с. А. Щербинин. Борьба обещала быть очень острой и, надо сказать, ожида­ния оправдались.

Все с особенным интересом сле­дили за нарядной лодкой с обводами глубокое V (серийная продукция норвежской фирмы «Винрейс»), на которой выступал А. Жиров. Волне­ний было много. На «Винрейсе» еще в предстартовой зоне заглох двига­тель, А. Жиров принял старт, когда головная группа уже прошла целый круг! А вот во втором полуфиналь­ном заезде этой группы завязался интереснейший поединок между Д. Жировым и ленинградцем А. Берницыным, выступавшим на катамара­не. Все пять кругов дистанции они ходили буквально борт о борт: на прямой немного выигрывал катама­ран, на поворотах лодка с глубоким V метров на 25—30 от него уходила. Финал был драматическим для А. Жирова: он финишный створ пересек первым, вырвавшись вперед буквально на несколько метров, но за нарушение правил не повороте был дисквалифицирован — дороге в финал оказалась закрыта!

В заездах второй группы лидера­ми по очереди были все основные соперники. Ю. Иванов показал лучшую скорость для этого класса — 60,729 км/ч, да и вообще результа­тивность второй группы оказалась на­много выше (скорость победителя больше почти на 3 км/ч).

Финальные схватки изобиловали неожиданностями и зрелищно были очень выигрышными. Вторая — ре­шающая гонка финала началась с того, что со старта и до конца пер­вого круга ее вел Ю. Иванов (2-е ме­сто в первой гонке). На повороте его обошел А. Щербинин (победи­тель первой гонки). Увлекшись борь­бой между собой, эти спортсмены не заметили, как вперед вырвался В. Усолкин; к третьему кругу он ушел от них метров на 50 и стал практически недосягаемым! А. Щер­бинина вполне устроило бы 2-е ме­сто — и при этом звание чемпиона ему было обеспечено, но когда до финиша оставалось 150—200 м, его обогнал и финишировал впереди буквально на полкорпуса Ю. Иванов. Гонки серии закончились, но кто чемпион — оставалось неясно. Мак­симальную сумму очков за две фи­нальные гонки (625) набрали два спортсмена: А. Щербинин и В. Усол­кин. Вступает в силу «скоростное» правило: сравнение скоростей в пользу В. Усолкина!

Личная 10-мильная гонка тоже смотрелась с захватывающим инте­ресом. И здесь волнующие события начались еще в предстартовой зоне: из 16 вышедших на старт спортсме­нов двое так и не смогли запустить двигатели. Это были два претендента на первое место — А. Щербинин и Б. Клюшников, выступающий на са­модельной килеватой лодке. Только после того, как лидеры лрошли целый круг, они оставили без­успешные попытки оживить мо­торы!

Сразу после старта сформирова­лась плотная лидирующая группа из четырех спортсменов РСФСР: на лодке со стартовым номером 15 шел Ю. Иванов, его настигали № 12 — П. Клабуков, № 11 — В. Усолкин и № 2 — А. Жиров. К третьему кругу Ю. Иванов все-таки ушел от сопер­ников и увеличил разрыв до 200 м, когда его лодка неожиданно резко остановилась: как выяснилось на бе­регу, разрушился нижний шатунный подшипник! На четвертом круге свернул к берегу В. Усолкин: в его катамаране полно воды — продопьные лонжероны тоннеля отошли от днища. Лидеров осталось двое, они на­много оторвались от основной массы гонщиков и показали великолепный образец спортивной борьбы. И можно было воочию убедиться, что лод­ка с обводами глубокое V, даже еще недостаточно освоенная А. Жировым, при безветрии и отсутствии волны почти не уступала катамарану П. Клабукова. Круг за кругом они шли ря­дом: на прямой несколько уходил вперед катамаран, на поворотах «Винрейс» с пихвой отыгрывала упу­щенные метры и выходила вперед. Финишный створ первым пересек A.     Жиров на лодке с глубоким V. Красноречивая  победа!  Но...  опять неожиданность для зрителей: по сообщению судьи на повороте, на по­следнем круге произошло столкно­вение лидеров; после осмотра кор­пусов и анализа обстоятельств инци­дента судейская коллегия приходит к выводу, что виновен А. Жиров...

В заездах мотолодок SC заявлено 18 спортсменов. Среди них тоже не­мало громких имен: В. Кусков, М. Зайчиков, все призеры прошлого чемпионата; победитель соревнова­ний на приз сборника Я. Миллере; не выступавший в 1976 г. неоднократ­ный чемпион СССР, рекордсмен страны и мира А. Раудва. Эти имени­тые спортсмены сразу же дают по­нять, что без боя своих позиций не сдадут! Вперед после старта выры­ваются В. Кусков, К. Тылл, А. Раудва, но на правах равного с ними — рядом оказывается и молодой, ма­лоизвестный спортсмен из Литвы B. Тамупис.

Не будем и пытаться пересказать перипетии всех четырех гонок; в разных вариациях призовые места делили между собой одни и те же гонщики. И здесь спор из-за сере­бряной медали решился уже после решающей гонки: в активе В. Тамуписа и В. Кускова было по одной победе и по два 2-х места — по 1000 очков; снова в силу вступило правило высшей скорости...

На личную гонку в заключитель­ный день соревнований вышло толь­ко 7 спортсменов: остальные, взвесив реальные возможности, решили не пытать счастья. Со старта впереди оказывается уже хорошо известная болельщикам тройка победителей се­рии. Три круга гонку ведет В. Кусков, но никак не может оторваться от К. Тылла. На прямой скорость Кус­кова несколько выше — он чуть рань­ше приходит к каждому поворотно­му бую, но поворотливость его лодки плохая, она полностью сходит с ре­дана, почти останавливается. К. Тылл вполне мог бы обойти его на любом повороте, но все время делает одну и ту же тактическую ошибку — захо­ди на поворот по слишком большо­му радиусу, не используя хорошей поворотливости своей лодки. В. Кус­ков учитывает это: повернув вначале на 90°, он идет метров 30 поперек дистанции, вынуждая К. Тылла депать еще больший радиус, а потом закан­чивает поворот. Так повторялось на каждом повороте! Зайди К. Тылл хо­тя бы раз более круто — чемпион­ская медаль была бы в его руках: финишировали лидеры с разрывом в 2—3 метра...

Как и на прошлом чемпионате, но­вых, рассчитанных на короткие трас­сы лодок так и не появилось: боль­шинство ведущих спортсменов по-прежнему гонялось на катамаранах. Против ожидания слабо выступил М. Зайчиков: он привез в Грозный лодку, на которой побеждал в 1976 г., но для полного соответствия с буквой действующих правил ее пришлось переделать, что, видимо, отразилось на ходовых качествах. На результатах А. Раудвы, очевидно, ска­зался перерыв в выступлениях...

Почти все участники, за редким исключением, использовали моторы «Вихрь-30», но повышения скоростей по сравнению с менее мощным «Вих-рем-25» пока заметно не было. Как и на прежних гонках, скорость лиде­ров на мотолодках младшего класса SB, где применяются «Нептуны-23», оказалась несколько выше, чем в SC со значительно более мощным мотором. Это, конечно, говорит о том, что спортсменами «Вихрь-30» освоен еще недостаточно. Очевидно, мешают и некоторые объективные причины, обусловленные его кон­струкцией. Дело в том, что входные отверстия системы охлаждения этого мотора расположены так и имеют столь малое проходные сечение, что применять высокоэффективные полу-погруженные винты нельзя — есть опасность прекращения подачи воды (что и случалось неоднократно на гонках в Грозном!). «Нептун» в этом отношении выигрывает: его поднимают так, что уровень воды лишь не­многим выше оси гребного вала, а охлаждение подводит редко.

gonki7

Анатолий Чермашенцев — новый чем­пион СССР в серии гонок на скуте­рах ОА.

gonki8

Победа Валерия Усолкина в серии гонок в классе SB была неожидан­ностью для многих.

gonki9

Москвич Евгений Бочкарь — един­ственный из чемпионов 1976 г., кото­рому удалось удержать это звание (победитель серии гонок в нацио­нальном классе скутеров О В).

gonki10

Чемпион СССР в 10-мильной гонке в классе национальных скутеров ОВ — Роберт Азатян (Арм. ССР).

В сборнике уже поднимался во­прос о необходимости разрешить применение специальных заборников воды, на первое время — хотя бы кустарного изготовления. Надеемся, что к следующему сезону вопрос этот будет решен положительно.

Четвертым заездом мотолодок SC закончился первый день команд­ной борьбы. Как и на прошлом чемпионате, после соревнований легких классов 1-е место занимала команда Литвы; 969,94 км/ч. Около 100 км/ч проигрывали ей команды Украины и Эстонии. Необычно слабо выступили команды РСФСР и Ленинграда (со­ответственно 7-е и 6-е места, но было известно, что у них сильны тяжелые классы (R1 и R4 — у РСФСР, R2 и R4 — у Ленинграда!

И вот 2 октября — заключитель­ный день командного сражения.

Классы глиссеров не случайно на­зывают тяжелыми. И не только по­тому, что применяются автомобильные двигатели и суда, действительно, весят немало. С большим основа­нием их можно назвать так из-за сложности конструкции как самого корпуса, так и особенно всех меха­нических и вспомогательных систем, большой трудоемкости их доводки. Поэтому-то в классах глиссеров сме­на лидеров происходит редко — за первые места по три-четыре года борются одни и те же два-три спортсмена в каждом классе; а, например, в R2 вообще бессменным чемпио­ном страны и в серии и на 15-миль­ной дистанции с начала культивиро­вания этого класса оставался Вален­тин Исаков.

Однако в Грозном все три чем­пионских титула в серии гонок завоевали спортсмены, которых до то­го мало кто знал. Причем завоевали в честной открытой борьбе с при­гнанными мастерами и победили их убедительно, набрав почетный мак­симум— по 1200 очков.

Первыми, как всегда, в борьбу вступили глиссеры младшего клас­са — R1. Погода идеальная — полный штиль, на небе — ни облачка, тепло.

Все уже привыкли, что в этом классе призовые места разыгрывают между собой м. с. м. к. А. Кузнецов (РСФСР! и Г. Лашко (Латв. CCPJ. Но после первой же сотни пройденных гонщиками метров становится ясным, что могут быть сюрпризы: уж слиш­ком напористо нагонял лидеров взявший старт в общей массе спорт­сменов ленинградец В. Сокол. Его глиссер под № 9 уже на втором круге догнал ведущего гонку А. Куз­нецова, а вот уже и обошел его и с отрывом в 100 м первым пересек финишный створ. Первая заявка на победу в серии! Второй заезд был почти полной копией первого, толь­ко в нем упорные, но безуспешные попытки настичь В. Сокола предпри­нимал лидировавший в начале гонки Г. Лашко. Третий заезд — и вновь ленинградец, очень удачно взявший старт, побеждает, оторвавшись на 1,5 круга от основной массы гонщи­ков. Итак, 1200 очков! Впервые вы­сокое звание чемпиона СССР полу­чает В. Сокол, известный как талант­ливый конструктор не только своего глиссера, но и ряда новых мотоло­док, показывающих рекордные ре­зультаты. Он три года готовил эту победу (впервые и не очень удачно В. Сокол выступил на чемпионате страны в 1975.

Однако сделать «золотой» дубль — выиграть на следующий день еще и личную гонку на 15 миль — В. Соколу не удается; из-за перебоев в зажигании глохнет двигатель. Оста­ется наблюдать с воды за ходом гонки, которую, как и на предыду­щем чемпионате, выигрывает А. Куз­нецов.

Как уже упоминалось, все послед­ние годы был недосягаем з. м. с. В. Исаков. За 6 лет, пожалуй, не было ни одной гонки в глиссерах R2, которую бы он не выиграл, уве­ренно уходя вперед с таким отрывом, что собственно борьба в этом клас­се всегда велась только за 2-е и 3-е места. Никто не сомневался в новой победе В. Исакова. И поначалу, когда на первом же повороте после стар­та вперед вышел желтый глиссер № 7 другого ленинградца — О. Пикоткина, казалось, что это случай­ность и все встанет на свои места через пару кругов. Но вот уже кон­чился третий круг, четвертый, а В. Исаков по-прежнему идет вто­рым — за «семеркой». Восьмой круг, финиш! Сенсация дня: О. Пикоткин заканчивает заезд первым. Две сле­дующие гонки были как две капли воды похожи на первую. О. Пи­коткин и следом за ним В. Исаков уверенно уходили от соперников и в том же порядке финишировали с отрывом о два круга.

Как и В. Соколу в R1, завоевать вторую золотую медаль за гонку на 15 миль О. Пикоткину не удалось. Его поединок с В. Исаковым про­должался все 12 кругов, к концу за­езда они почти на круг обогнали третьего призера к. м. с. В. Зайцева (РСФСР), но первым пересек финиш­ный створ все-таки В. Исаков.

В заездах R2 участвовал, как и на прошлом чемпионате, глиссер «Рапира», спроектированный и по­строенный ленинградским ЦКТБ ДОСААФ для серийного производ­ства в ЛПО «Патриот». Но если в 1976 г. это был экспериментальный экземпляр, то теперь был представ­лен установочный образец серии. И хотя на новом глиссере работал нефорсированный двигатель (от «Москвича-412»), тогда как все со­перники выступали с форсированны­ми, заводской испытатель м. с. В. Звездин показал, что на этой ма­шине можно занимать призовые ме­ста: у него 4-е место в серии (необ­ходимо учесть, что первые два — это О. Пикоткин и В. Исаков!. Скоро на­ши гонщики смогут получить дей­ствительно современный серийный глиссер.

В классе глиссеров R4 основным содержанием гонок предыдущих пет было единоборство ульяновца К. Мартищенко и ленинградца Г. Гру­шевского. Поскольку на этот раз К. Мартищенко в заездах 4X10 не участвовал, казалась очевидной побе­да ленинградца, однако сюрпризом дня быпо уверенное выступление малоизвестного на всесоюзной арене гонщика из команды РСФСР воронежца В. Каширина. На прошлом чемпионате он выступал не очень удачно, но привлекает внимание ин­тересная силовая установка его глис­сера: последовательно два двигате­ля «ВАЗ».

В первом же заезде В. Каширин дает понять, что намерен выиграть титул чемпиона страны: уже после первого круга глиссер под № 11 метров на 150 отрывается от пресле­дующего его Г. Грушевского. Но когда победа воронежца уже кажет­ся несомненной, глиссер № 11 схо­дит с дистанции из-за пустяковой поломки трамблера. Благодаря это­му первую гонку выиграл Г. Грушев­ский, но все три последующих заезда ленинградцу приходится довольство­ваться 2-ми местами: неизменно по­чти на 500—600 м он от № 11 от­ставал...

Таким образом, В. Каширин под­держал традицию грозненской встре­чи — обновление чемпионов. Но ему.

 

Boatportal.ru

logo