Эта 6-метровая крейсерская яхточка, запущенная в серийное производство французской фирмой «Ле Гюэн эт Эмиди», вызывает большой интерес у знатоков и любителей парусного спорта. Имеет значение и та роль патрона — шефа проекта, которую сыграл прославленный французский яхтсмен Эрик Табарли (этим объясняется то, что ее назвали «Пан Дюиком» — традиционное название судов Табарли), однако во многом успех новой яхты был обусловлен ее достоинствами. Это оригинальная конструкция корпуса из легких сплавов, вместительность каюты, изящный и динамичный силуэт и, наконец, неплохие мореходные качества при малых размерениях.
Конструктор Доминик Пресле, спроектировавший «Пан Дюик 600», считает, что большинство создателей крейсерских мини-яхт для широкого потребителя в настоящее время находится на ложном пути. Они проектируют и строят «парусные плашкоуты», главным достоинством которых является высокая статическая остойчивость, создающая обманчивое ощущение безопасности судна. В противоположность этому большинству Пресле считает первостепенным качеством прибрежного мини-крейсера не остойчивость на стоянке, а способность лавировать на острых курсах к ветру при характерной в прибрежной зоне крутой J волне.
Почти случайная встреча конструктора со знаменитым капитаном «больших» «Пан Дюиков» и, очевидно совпадение взглядов позволили ему реализовать ряд идей, созревших за многие годы работы над проектами малых крейсерских яхт из легкого сплава (этим он занимается с 1958 г.).
Основной особенностью «Пан Дюика 600» является простота и технологичность конструкции и обводов его сварного корпуса. Корпус яхты собирается из семи основных элементов —секций. Главными из них являются три объемные секции основного корпуса-средняя, имеющая форму усеченной бочки и выштампованная из одного листа, и две секции оконечностей имеющие в днищевой части форму, близкую к кониче- ской. Затем это палубная секция со значительной погибью настила; секция кокпита, напоминающего своими скругленными формами кокпиты гоночных швертботов; заваленный в нос транец и килевой плавник трапециевидной формы. Сечения по шпангоутам в подводной части корпуса представляют собой полуэллипсы; выше КВЛ бортовые ветви шпангоутов на большей части длины яхты имеют вид наклонных прямых. Ватерлинии имеют форму, близкую к ромбовидной, но основной погруженный объем несколько смещен в корму от миделя.
Интересно отметить, что конструкция корпуса практически не содержит традиционных элементов набора; исключение представляют лишь высокий подмачтовый бимс и расположенный в той же плоскости флор, перевязанные между собой двумя пиллерсами, а также два бортовых стрингера в носовой оконечности. Жесткость корпуса обеспечивает также подкрепленная стойками трапа носовая стенка кокпита, к которой приварена секция палубы, Естественно, при такой безнаборной конструкции корпуса потребовалось увеличение толщины листов до 4 мм на палубе и 3 мм по наружной обшивке (это позволило уменьшить деформации, возникающие при сварке).
«Пан Дюик 600» предназначен для плавания в прибрежных морских водах, поэтому немаловажным его достоинством является незначительная осадка (в среднем около 0,9 м); для этого потребовалось сократить до разумного минимума высоту киля, увеличив до 260 кг вес свинцового балласта.
Для упрощения снятия яхты с мели конструктор предложил использовать оригинальную систему из двух связанных между собою бортовых рычагов, шарнирно закрепленных в районе мачты и позволяющих создавать стягивающее горизонтальное усилие. Практическая полезность такого устройства для мелководных районов плавания весьма сомнительна, зато уже отмечено, что оно может с успехом заменять кильблоки при установке яхты на берегу, так как обеспечивает вместе с пяткой киля надежную опору на три точки.
Основные данные яхты «Пан Дюик 600»
Длина наибольшая 5,95м
по КВЛ 5,20м
Ширина наибольшая 2,25м
по КВЛ 1,83м
Высота надводного борта 0,80м
Осадка 0,94м
Полное водоизмещение 1,125т
Вес яхты без экипажа 0,825т
Площадь парусов, м2:
стаксель (1) 8,82
генуя (2) 10,50
грот (3) 7,86
стаксель № 1 6,92
Площадь парусности максимальная (2 + 3) S 18,36 м2
нормальная (1 + 3), 16,68 м2
Общая площадь смоченной поверхности Q, 8,76 м2
Площадь погруженной части миделя, 0,50 м2
Площадь проекции погруженной части на ДП, 1,98 м2
Коэффициенты, характеризующие ходкость яхты:
Отношение парусности к смоченной поверхности 2,10
Отношение парусности к площади миделя 33,36
Призматический коэффициент 0,43
Просторный кокпит благодаря значительной ширине и наличию продольного трубчатого упора для ног позволяет легко откренивать яхту без специальных трапеций.
Шкотовые лебедки с механизированными стопорами размещены на палубе (крыше рубки) к бортам от сдвижного входного люка; погон талей гика-шкота закреплен у передней стенки кокпита под входом в каюту. Такое удаление этих устройств от румпеля создает определенные неудобства при управлении яхтой в одиночку.
Невысокое леерное ограждение заканчивается в носу и в корме прочными трубчатыми релингами. На транце, справа от руля, предусмотрен кронштейн для крепления подвесного мотора.
Благодаря значительной погиби палубы высота в средней части каюты не так уж мала и составляет 1,25 м. Скромное оборудование каюты включает две одноместные койки, размещенные по бортам на расстоянии 0,8 м одна от другой, одну съемную носовую двуспальную койку, а также убирающийся стол (задвигаемый под дно кокпита) и провизионный ящик. В верхней части форштевня предусмотрено закрывающееся вентиляционное отверстие. Для размещения запасов, парусов и тросов могут быть использованы объемы под кокпитом и под носовой койкой.
Мореходные качества яхты предопределены упоминавшейся выше концепцией, заложенной в проект его автором. Будучи весьма легкой, обладая острыми носовыми обводами и незначительной начальной статической остойчивостью, «Пан Дюик 600» требует на ходу очень точной весовой балансировки, которую должен обеспечивать экипаж. Яхта очень чутко реагирует на любые перемещения членов экипажа и даже на легкие потравливания и выбирания шкотов. Яхтсмены должны научиться находить на курсах бейдевинд такое положение, при котором яхта не будет зарываться носом или шлепать по волне, подобно глиссирующей моторной лодке. При ходе в бейдевинд важно откренивать яхту также и потому, что при чрезмерном крене уменьшается погруженная площадь пера руля и он работает хуже.
Во время испытаний при устойчивом ветре, дувшем со скоростью 15 м/с, яхта под зарифленным гротом и малым стакселем продемонстрировала очень хорошие лавировочные качества. «Пан Дюик 600» устойчиво шел острыми курсами в условиях, когда все другие мини-крейсера сравнимых размерений вынуждены были часто менять галсы; при этом экипаж яхты не испытывал неудобств от заливания и забрызгивания волной.
По мнению специалистов, спроектированная Д. Пресле яхта действительно имеет высокие мореходные качества и способна поддерживать хорошую скорость, если, однако, ею управляет опытный экипаж.
В. В. Зубрицкий «Катера и яхты» №1 (71) январь-февраль 1978г