.

Вы здесь

Мини-яхта «Пан Дюик 600»

Мини-яхта «Пан Дюик 600»

26.04.2013 Автор: 0 10803

pan1

Эта 6-метровая крейсерская яхточка, за­пущенная в серийное производство французской фир­мой «Ле Гюэн эт Эмиди», вызывает большой интерес у знатоков и любителей парусного спорта. Имеет зна­чение и та роль патрона — шефа проекта, которую сыграл прославленный французский яхтсмен Эрик Табарли (этим объясняется то, что ее назвали «Пан Дюиком» — традиционное название судов Табарли), однако во многом успех новой яхты был обусловлен ее достоинствами. Это оригинальная конструкция кор­пуса из легких сплавов, вместительность каюты, изящ­ный и динамичный силуэт и, наконец, неплохие море­ходные качества при малых размерениях.

Конструктор Доминик Пресле, спроектировавший «Пан Дюик 600», считает, что большинство создателей крейсерских мини-яхт для широкого потребителя в на­стоящее время находится на ложном пути. Они проек­тируют и строят «парусные плашкоуты», главным достоинством которых является высокая статическая остойчивость, создающая обманчивое ощущение безопасности судна. В противоположность этому большинству Пресле считает первостепенным качеством прибрежного мини-крейсера не остойчивость на стоянке, а способность лавировать на острых курсах к ветру при характерной в прибрежной зоне крутой J волне.

Почти случайная встреча конструктора со знаменитым капитаном «больших» «Пан Дюиков» и, очевидно совпадение взглядов позволили ему реализовать ряд идей, созревших за многие годы работы над проектами малых крейсерских яхт из легкого сплава (этим он занимается с 1958 г.).

Основной особенностью «Пан Дюика 600» является простота и технологичность конструкции и обводов его сварного корпуса. Корпус яхты собирается из семи основных элементов —секций. Главными из них являются три объемные секции основного корпуса-средняя, имеющая форму усеченной бочки и выштампованная из одного листа, и две секции оконечностей имеющие в днищевой части форму, близкую к кониче- ской. Затем это палубная секция со значительной погибью настила; секция кокпита, напоминающего свои­ми скругленными формами кокпиты гоночных шверт­ботов; заваленный в нос транец и килевой плавник трапециевидной формы. Сечения по шпангоутам в подводной части корпуса представляют собой полу­эллипсы; выше КВЛ бортовые ветви шпангоутов на большей части длины яхты имеют вид наклонных пря­мых. Ватерлинии имеют форму, близкую к ромбовид­ной, но основной погруженный объем несколько смещен в корму от миделя.

pan2

Интересно отметить, что конструкция корпуса прак­тически не содержит традиционных элементов набора; исключение представляют лишь высокий подмачтовый бимс и расположенный в той же плоскости флор, пе­ревязанные между собой двумя пиллерсами, а также два бортовых стрингера в носовой оконечности. Жест­кость корпуса обеспечивает также подкрепленная стойками трапа носовая стенка кокпита, к которой при­варена секция палубы, Естественно, при такой безна­борной конструкции  корпуса  потребовалось  увеличение толщины листов до 4 мм на палубе и 3 мм по наружной обшивке (это позволило уменьшить дефор­мации, возникающие при сварке).

«Пан Дюик 600» предназначен для плавания в прибрежных морских водах, поэтому немаловажным его достоинством является незначительная осадка (в среднем около 0,9 м); для этого потребовалось сократить до разумного минимума высоту киля, увели­чив до 260 кг вес свинцового балласта.

pan3

Для упрощения снятия яхты с мели конструктор предложил использовать оригинальную систему из двух связанных между собою бортовых рычагов, шарнирно закрепленных в районе мачты и позволяющих создавать стягивающее горизонтальное усилие. Прак­тическая полезность такого устройства для мелковод­ных районов плавания весьма сомнительна, зато уже отмечено, что оно может с успехом заменять киль­блоки при установке яхты на берегу, так как обеспе­чивает вместе с пяткой киля надежную опору на три точки.

pan4

Основные данные яхты «Пан Дюик 600»

Длина наибольшая 5,95м

по КВЛ  5,20м

Ширина наибольшая 2,25м

по КВЛ 1,83м

Высота надводного борта 0,80м

Осадка 0,94м

Полное водоизмещение  1,125т

Вес яхты без экипажа 0,825т

Площадь парусов, м2:

стаксель (1) 8,82

генуя (2) 10,50

грот (3) 7,86

стаксель № 1 6,92

Площадь парусности максимальная (2 + 3) S 18,36 м2

нормальная (1 + 3), 16,68 м2

Общая площадь смоченной поверхности Q,    8,76 м2 

Площадь погруженной части миделя,  0,50 м2

Площадь проекции погруженной части на ДП, 1,98 м2

Коэффициенты, характеризующие ходкость яхты:

Отношение парусности к смоченной поверхности 2,10

Отношение парусности к площади миделя  33,36

Призматический коэффициент  0,43

pan5

Просторный кокпит благодаря значительной ширине и наличию продольного трубчатого упора для ног по­зволяет легко откренивать яхту без специальных тра­пеций.

Шкотовые лебедки с механизированными стопора­ми размещены на палубе (крыше рубки) к бортам от сдвижного входного люка; погон талей гика-шкота закреплен у передней стенки кокпита под входом в каюту. Такое удаление этих устройств от румпеля создает определенные неудобства при управлении яхтой в одиночку.

Невысокое леерное ограждение заканчивается в носу и в корме прочными трубчатыми релингами. На транце, справа от руля, предусмотрен кронштейн для крепления подвесного мотора.

Благодаря значительной погиби палубы высота в средней части каюты не так уж мала и составляет 1,25 м. Скромное оборудование каюты включает две одноместные койки, размещенные по бортам на расстоянии 0,8 м одна от другой, одну съемную носовую двуспальную койку, а также убирающийся стол (за­двигаемый под дно кокпита) и провизионный ящик. В верхней части форштевня предусмотрено закрываю­щееся вентиляционное отверстие. Для размещения запасов, парусов и тросов могут быть использованы объемы под кокпитом и под носовой койкой.

Мореходные качества яхты предопределены упо­минавшейся выше концепцией, заложенной в проект его автором. Будучи весьма легкой, обладая острыми носовыми  обводами и незначительной начальной статической остойчивостью, «Пан Дюик 600» требует на ходу очень точной весовой балансировки, которую должен обеспечивать экипаж. Яхта очень чутко реаги­рует на любые перемещения членов экипажа и даже на легкие потравливания и выбирания шкотов. Яхтсме­ны должны научиться находить на курсах бейдевинд такое положение, при котором яхта не будет зары­ваться носом или шлепать по волне, подобно глисси­рующей моторной лодке. При ходе в бейдевинд важ­но откренивать яхту также и потому, что при чрез­мерном крене уменьшается погруженная площадь пера руля и он работает хуже.

Во время испытаний при устойчивом ветре, дувшем со скоростью 15 м/с, яхта под зарифленным гротом и малым стакселем продемонстрировала очень хорошие лавировочные качества. «Пан Дюик 600» устойчиво шел острыми курсами в условиях, когда все другие мини-крейсера сравнимых размерений вынуждены бы­ли часто менять галсы; при этом экипаж яхты не испы­тывал неудобств от заливания и забрызгивания волной.

По мнению специалистов, спроектированная Д. Пресле яхта действительно имеет высокие мореходные качества и способна поддерживать хорошую скорость, если, однако, ею управляет опытный экипаж.

В. В. Зубрицкий «Катера и яхты» №1 (71) январь-февраль 1978г

Boatportal.ru

logo