.

Вы здесь

Главная
» Статьи и обзоры » Обзор соревнований на мини-мотолодках

Обзор соревнований на мини-мотолодках

Обзор соревнований на мини-мотолодках

15.04.2013 Автор: 0 10133
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Дэвид Пардон — редактор новозеландского журнала «Sea Spray»

«Катера и яхты» №6 (70) ноябрь-декабрь 1977г

 

Гонки на мини-мотолодках

mini1

Современные новозеланд­цы, как правило, — превосходные механики. Тысячи миль открытого океана, которые отделяют их остро­ва от стран с зысоко развитой про­мышленностью, приучили каждого тщательно ухаживать за привезен­ными сюда машинами, добиваться максимально эффективного использования техники. Даже сегодня у нас в Новой Зеландии не производят собственных двигателей — все мото­ры импортируются, хотя в стране процветает несколько фирм, соби­рающих автомобили и другие слож­ные машины из готовых деталей, по­ставляемых иностранными произво­дителями.

Думаю, что это — одна из при­чин, объясняющих особую популяр­ность технических видов спорта, и в частности тех, в которых успех во многом зависит от работы двигателя. В водно-моторном спорте новозе­ландские спортсмены иногда демон­стрируют- замечательные достижения, хотя и выступают на очень старых моторах. Характерный пример: по­бедитель крупнейших соревнований этого года выступал на лодке, по­строенной шесть лет назад и с под­весным мотором, использующимся четыре года!

mini2

В принципе у нас можно приоб­рести любые новейшие подвесные моторы или стационарные двигатели американского, европейского, япон­ского производства, но они страшно дороги, и цены на них растут с каж­дым годом. В результате далеко не многие из новозеландских спортсме­нов оказываются в состоянии под­держивать свою гоночную технику на современном уровне. Именно до­роговизна новых все более мощных моторов и врожденная любовь ново­зеландцев к водно-моторным гонкам навели Питера Рива на мысль «от­крыть» новый вид спорта — гонки на относительно дешевых мини-мото­лодках, рассчитанных на двигатели малой мощности. В 1971г. он по­строил первую такую 9-футовую лод­ку, а сейчас около 400 судов этого класса регулярно участвуют в сорев­нованиях, проводящихся в нашей не­большой стране.

mini3

Сущность этого нового класса — невысокая стоимость техники и ми­нимум ограничений. Конечно, определенные правила необходимы для того, чтобы обеспечить безопасность водителям, лодки которых нередко развивают скорость свыше 45 статут­ных миль в час (72,4 км/ч).

Правила Новозеландской ассоциа­ции мини-мотолодок NZMPBA, кото­рая проводит все соревнования на судах этого класса, включая ежегод­ный чемпионат страны, довольно просты и кратки. Лодка должна иметь максимальную длину не более 2,74 м (9 футов) при максимальной ширине не более 1,37 м (4,5 фута); допуск при обмерении более полдюйма (12,7 мм). В пределах этих размерений можно строить корпус с любы­ми обводами и из любого материала.

Можно применять подвесной мо­тор мощностью не выше 25 л. с. или стационарный двигатель с объемом цилиндров не более 500 см3. Под­весной мотор должен быть серий­ным: разрешаются лишь замена гребного винта (большинство гонщиков предпочитают полупогруженные двух­лопастные) и изменения водозаборника охлаждения. Лодки со стацио­нарными двигателями можно было видеть в гонках лишь в период ста­новления класса: опыт показал, что они оказываются слишком тяжелыми и не могут конкурировать с судами, на которых стоят подвесные моторы.

mini4

Правила, касающиеся безопас­ности спортсменов, предписывают, чтобы детали рулевого устройства крепились к корпусу сквозными бол­тами (а не на шурупах), чтобы в каждой лодке имелось весло. Клубы, которые проводят соревнования на акваториях с большими глубина­ми, требуют, чтобы к корме каждой лодки был заранее прикреплен проч­ный трос: в случае аварии спасате­лям будет проще брать лодку на буксир. Гонщики должны выступать в шлемах и спасательных жилетах; шнур устройства для выключения за­жигания мотора на случай, если гон­щика выбросит из лодки, должен быть подсоединенным.

Других правил нет. В частности, спортсмены могут устанавливать топ­ливные баки и балластные цистерны там, где им вздумается. Одни ис­пользуют штатные переносные бен­зобаки для подвесных моторов, дру­гие— закрепляют небольшой бачок (обычно объемом в 1 галлон, т. е. 4,55 л) к корпусу таким образом, чтобы улучшить ходовой дифферент лодочки.

Гонки проводятся по круговой ди­станции между двумя буями, уста­новленными на расстоянии в четверть мили (400 м) один от другого; в каждом заезде участники прохо­дят 4—6 кругов против часовой стрелки.

Ежегодно на Голубом озере (Се­верный остров) проводится чемпио­нат страны на мини-мотолодках, в программу которого, кроме кольце­вых гонок, включается также и 3-часовой марафон на выносливость (обычно по несколько большей трас­се). В марафоне каждую лодку чаще всего посменно ведут два водителя; особенно популярны семейные эки­пажи, причем в борьбу нередко включаются не только братья или сыновья, но и жена и дочери основ­ного гонщика.

Распространены два прошедших проверку временем основных типа гоночных мини-мотолодок, хотя по-

прежнему строится и множество дру­гих вариантов. Наиболее популярный корпус — с обводами глубокое V (килеватостью днища на транце око­ло 27°) и одной или двумя парами продольных реданов. Два молодых иммигранта-англичанина братья Ян и Терри Хиккей организовали на Се­верном острове серийное производ­ство мини-мотолодок этого типа из стеклопластика. Размерения лодки —

2,74 X 1,34 м, вес без мотора — 54,4 кг. Лодки братьев Хиккей поль­зуются признанием лучших гонщиков. Чемпионаты 1976 и 1977 гг. были выиграны именно на таких корпусах (и добавим — с 20-сильными подвес­ными моторами «Меркюри»).

Другой популярный тип корпу­са — «туннельный», т. с. катамаран. Наиболее типична легкая лодка, спроектированная Фрэнком Пелином из Окленда специально для само­стоятельной постройки. Корпус его «Раскэла» («Мошенник») длиной 2,74 и шириной 1,37 м обшивается тонкой водостойкой фанерой и ве­сит, если строитель тщательно сле­довал чертежам, всего 25 кг. Ката­маран «Раскэл» может развить ско­рость до 69 км/ч, однако при усло­вии, что управляет им очень легкий спортсмен. Пёлин критически оцени­вает шансы водителя, если его вес превышает 50 кг. «Управляемый де­вушкой или легким парнем, «Раскэл» имеет все шансы на победу в четы­рех гонках из пяти, — говорит кон­структор, — а бот более тяжелому водителю лучше избрать корпус с глубоким V!».

Тот же Фрэнк Пелин разработал и чертежи маленькой 2,59-метровой мотолодки с обводами глубокое V, которую он назвал «Пимп». Заготов­ки корпуса, выкроенные из водостой­кой фанеры толщиной 6,35 мм, со­бираются  на  металлических  проволочных скрепках, после чего соеди­нения проклеиваются лентой из стеклоткани на смоле без установки дополнительных продольных реек, как это имеет место в традицион­ных конструкциях. Корпус получается весом 27,2 кг; на одной из лодок та­кого веса была достигнута скорость 64,36 км/ч.

Конструктор продает чертежи обеих своих лодок, выполненные в натуральную величину; это также способствует все большей популяр­ности его проектов — по ним по­строено уже около 200 лодок.

При выборе типа лодки имеют большое значение не только вес спортсмена, но и условия гонок на той или иной акватории. В клубах, которые проводят соревнования на закрытых эстуариях рек или на ма­лых озерах, превалируют туннель­ные корпуса; на акваториях, где часто бывает волна, почти исключительно— корпуса с обводами глубокое V. По­казательно, что еще не было случая, чтобы судно с туннельными обвода­ми выигрывало гонки чемпионата страны на Голубом озере, где волны высотой 0,6м — не редкость.

Есть и другие причины, объяс­няющие широкое распространение гонок на мини-мотолодках. Это, например, их — транспортабельность. Мини-мотолодку можно перевозить на верхнем   багажнике   семейного легкового автомобиля или позади кабины небольшого трактора.

Самым популярным мотором для мини-мотолодок является 20-сильный «Меркюри», но можно отметить и растущую конкуренцию продукции таких компаний, как «Эвинруд», «Джонсон», «Крайслер», «Сузуки». Однако на сегодня цены всех мото­ров стали уже так высоки (25-силь­ный «Джонсон», например, стоит 1400 новозеландских долларов), что это тормозит темпы развития рас­сматриваемого класса, особенно — по сравнению с тем, что было в 1971—1972 гг.

Нужно иметь в виду, что при всех своих положительных чертах мини-мотолодки имеют два больших недостатка. Во-первых, лодки так малы и легки, что довольно часто опрокидываются (моторы затем при­ходится разбирать, сушить и тща­тельно чистить, особенно если инци­дент произошел в соленой воде). Во-вторых, трудно, если не невоз­можно, использовать лодку для ка­ких-либо иных целей, кроме гонок: такое судно уже не подходит, ска­жем, для рыбной ловли или семей­ных прогулок.

Как бы там ни было, 42 лодки приняли участие в гонках очередного чемпионата Новой Зеландии 1977 г. Погода была ветреная, на Голубом озере развело большую волну,

В течение двух дней было прове­дено пять квалификационных заез­дов. Лучшие 10 спортсменов, набрав­шие в них наибольшее количество очков, соревновались между собой в финале, оспаривая титул чемпиона степени А. Им стал 17-летний Гордон Петерсон из Окленда, выступавший на своей «Торпедо», построенной братьями Хиккей. Для остальных участников также проводились фи­нальные гонки, но на звание чемпио­на степени В. Им стал Алан Гэмб — тоже из Окленда и выступавший на такой же лодке.

Последним состязанием по про­грамме чемпионата стал 3-часовой марафон. Старт приняли все 42 лод­ки, но только 18 из них продолжали гонку в момент финального выстре­ла. Ухудшившаяся погода (проливной дождь) и напряжение острой борьбы заставили большинство спортсменов сойти с дистанции раньше. Победите­лями марафона, успевшими сделать наибольшее число кругов, стали Бриан Мэй и его сын Питер, которые поровну разделили трудности гонки, посменно управляя лодкой «Мисс Кавалье», имевшей обводы глубо­кое V.

Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo