Дэвид Пардон — редактор новозеландского журнала «Sea Spray»
«Катера и яхты» №6 (70) ноябрь-декабрь 1977г
Гонки на мини-мотолодках
Современные новозеландцы, как правило, — превосходные механики. Тысячи миль открытого океана, которые отделяют их острова от стран с зысоко развитой промышленностью, приучили каждого тщательно ухаживать за привезенными сюда машинами, добиваться максимально эффективного использования техники. Даже сегодня у нас в Новой Зеландии не производят собственных двигателей — все моторы импортируются, хотя в стране процветает несколько фирм, собирающих автомобили и другие сложные машины из готовых деталей, поставляемых иностранными производителями.
Думаю, что это — одна из причин, объясняющих особую популярность технических видов спорта, и в частности тех, в которых успех во многом зависит от работы двигателя. В водно-моторном спорте новозеландские спортсмены иногда демонстрируют- замечательные достижения, хотя и выступают на очень старых моторах. Характерный пример: победитель крупнейших соревнований этого года выступал на лодке, построенной шесть лет назад и с подвесным мотором, использующимся четыре года!
В принципе у нас можно приобрести любые новейшие подвесные моторы или стационарные двигатели американского, европейского, японского производства, но они страшно дороги, и цены на них растут с каждым годом. В результате далеко не многие из новозеландских спортсменов оказываются в состоянии поддерживать свою гоночную технику на современном уровне. Именно дороговизна новых все более мощных моторов и врожденная любовь новозеландцев к водно-моторным гонкам навели Питера Рива на мысль «открыть» новый вид спорта — гонки на относительно дешевых мини-мотолодках, рассчитанных на двигатели малой мощности. В 1971г. он построил первую такую 9-футовую лодку, а сейчас около 400 судов этого класса регулярно участвуют в соревнованиях, проводящихся в нашей небольшой стране.
Сущность этого нового класса — невысокая стоимость техники и минимум ограничений. Конечно, определенные правила необходимы для того, чтобы обеспечить безопасность водителям, лодки которых нередко развивают скорость свыше 45 статутных миль в час (72,4 км/ч).
Правила Новозеландской ассоциации мини-мотолодок NZMPBA, которая проводит все соревнования на судах этого класса, включая ежегодный чемпионат страны, довольно просты и кратки. Лодка должна иметь максимальную длину не более 2,74 м (9 футов) при максимальной ширине не более 1,37 м (4,5 фута); допуск при обмерении более полдюйма (12,7 мм). В пределах этих размерений можно строить корпус с любыми обводами и из любого материала.
Можно применять подвесной мотор мощностью не выше 25 л. с. или стационарный двигатель с объемом цилиндров не более 500 см3. Подвесной мотор должен быть серийным: разрешаются лишь замена гребного винта (большинство гонщиков предпочитают полупогруженные двухлопастные) и изменения водозаборника охлаждения. Лодки со стационарными двигателями можно было видеть в гонках лишь в период становления класса: опыт показал, что они оказываются слишком тяжелыми и не могут конкурировать с судами, на которых стоят подвесные моторы.
Правила, касающиеся безопасности спортсменов, предписывают, чтобы детали рулевого устройства крепились к корпусу сквозными болтами (а не на шурупах), чтобы в каждой лодке имелось весло. Клубы, которые проводят соревнования на акваториях с большими глубинами, требуют, чтобы к корме каждой лодки был заранее прикреплен прочный трос: в случае аварии спасателям будет проще брать лодку на буксир. Гонщики должны выступать в шлемах и спасательных жилетах; шнур устройства для выключения зажигания мотора на случай, если гонщика выбросит из лодки, должен быть подсоединенным.
Других правил нет. В частности, спортсмены могут устанавливать топливные баки и балластные цистерны там, где им вздумается. Одни используют штатные переносные бензобаки для подвесных моторов, другие— закрепляют небольшой бачок (обычно объемом в 1 галлон, т. е. 4,55 л) к корпусу таким образом, чтобы улучшить ходовой дифферент лодочки.
Гонки проводятся по круговой дистанции между двумя буями, установленными на расстоянии в четверть мили (400 м) один от другого; в каждом заезде участники проходят 4—6 кругов против часовой стрелки.
Ежегодно на Голубом озере (Северный остров) проводится чемпионат страны на мини-мотолодках, в программу которого, кроме кольцевых гонок, включается также и 3-часовой марафон на выносливость (обычно по несколько большей трассе). В марафоне каждую лодку чаще всего посменно ведут два водителя; особенно популярны семейные экипажи, причем в борьбу нередко включаются не только братья или сыновья, но и жена и дочери основного гонщика.
Распространены два прошедших проверку временем основных типа гоночных мини-мотолодок, хотя по-
прежнему строится и множество других вариантов. Наиболее популярный корпус — с обводами глубокое V (килеватостью днища на транце около 27°) и одной или двумя парами продольных реданов. Два молодых иммигранта-англичанина братья Ян и Терри Хиккей организовали на Северном острове серийное производство мини-мотолодок этого типа из стеклопластика. Размерения лодки —
2,74 X 1,34 м, вес без мотора — 54,4 кг. Лодки братьев Хиккей пользуются признанием лучших гонщиков. Чемпионаты 1976 и 1977 гг. были выиграны именно на таких корпусах (и добавим — с 20-сильными подвесными моторами «Меркюри»).
Другой популярный тип корпуса — «туннельный», т. с. катамаран. Наиболее типична легкая лодка, спроектированная Фрэнком Пелином из Окленда специально для самостоятельной постройки. Корпус его «Раскэла» («Мошенник») длиной 2,74 и шириной 1,37 м обшивается тонкой водостойкой фанерой и весит, если строитель тщательно следовал чертежам, всего 25 кг. Катамаран «Раскэл» может развить скорость до 69 км/ч, однако при условии, что управляет им очень легкий спортсмен. Пёлин критически оценивает шансы водителя, если его вес превышает 50 кг. «Управляемый девушкой или легким парнем, «Раскэл» имеет все шансы на победу в четырех гонках из пяти, — говорит конструктор, — а бот более тяжелому водителю лучше избрать корпус с глубоким V!».
Тот же Фрэнк Пелин разработал и чертежи маленькой 2,59-метровой мотолодки с обводами глубокое V, которую он назвал «Пимп». Заготовки корпуса, выкроенные из водостойкой фанеры толщиной 6,35 мм, собираются на металлических проволочных скрепках, после чего соединения проклеиваются лентой из стеклоткани на смоле без установки дополнительных продольных реек, как это имеет место в традиционных конструкциях. Корпус получается весом 27,2 кг; на одной из лодок такого веса была достигнута скорость 64,36 км/ч.
Конструктор продает чертежи обеих своих лодок, выполненные в натуральную величину; это также способствует все большей популярности его проектов — по ним построено уже около 200 лодок.
При выборе типа лодки имеют большое значение не только вес спортсмена, но и условия гонок на той или иной акватории. В клубах, которые проводят соревнования на закрытых эстуариях рек или на малых озерах, превалируют туннельные корпуса; на акваториях, где часто бывает волна, почти исключительно— корпуса с обводами глубокое V. Показательно, что еще не было случая, чтобы судно с туннельными обводами выигрывало гонки чемпионата страны на Голубом озере, где волны высотой 0,6м — не редкость.
Есть и другие причины, объясняющие широкое распространение гонок на мини-мотолодках. Это, например, их — транспортабельность. Мини-мотолодку можно перевозить на верхнем багажнике семейного легкового автомобиля или позади кабины небольшого трактора.
Самым популярным мотором для мини-мотолодок является 20-сильный «Меркюри», но можно отметить и растущую конкуренцию продукции таких компаний, как «Эвинруд», «Джонсон», «Крайслер», «Сузуки». Однако на сегодня цены всех моторов стали уже так высоки (25-сильный «Джонсон», например, стоит 1400 новозеландских долларов), что это тормозит темпы развития рассматриваемого класса, особенно — по сравнению с тем, что было в 1971—1972 гг.
Нужно иметь в виду, что при всех своих положительных чертах мини-мотолодки имеют два больших недостатка. Во-первых, лодки так малы и легки, что довольно часто опрокидываются (моторы затем приходится разбирать, сушить и тщательно чистить, особенно если инцидент произошел в соленой воде). Во-вторых, трудно, если не невозможно, использовать лодку для каких-либо иных целей, кроме гонок: такое судно уже не подходит, скажем, для рыбной ловли или семейных прогулок.
Как бы там ни было, 42 лодки приняли участие в гонках очередного чемпионата Новой Зеландии 1977 г. Погода была ветреная, на Голубом озере развело большую волну,
В течение двух дней было проведено пять квалификационных заездов. Лучшие 10 спортсменов, набравшие в них наибольшее количество очков, соревновались между собой в финале, оспаривая титул чемпиона степени А. Им стал 17-летний Гордон Петерсон из Окленда, выступавший на своей «Торпедо», построенной братьями Хиккей. Для остальных участников также проводились финальные гонки, но на звание чемпиона степени В. Им стал Алан Гэмб — тоже из Окленда и выступавший на такой же лодке.
Последним состязанием по программе чемпионата стал 3-часовой марафон. Старт приняли все 42 лодки, но только 18 из них продолжали гонку в момент финального выстрела. Ухудшившаяся погода (проливной дождь) и напряжение острой борьбы заставили большинство спортсменов сойти с дистанции раньше. Победителями марафона, успевшими сделать наибольшее число кругов, стали Бриан Мэй и его сын Питер, которые поровну разделили трудности гонки, посменно управляя лодкой «Мисс Кавалье», имевшей обводы глубокое V.