.

Вы здесь

Надувные спасательные катера

Надувные спасательные катера

11.04.2013 Автор: 0 9952

«Катера и яхты» №6 (70) ноябрь-декабрь 1977г

 

Надувные спасательные катера

kater1

«Сто пятьдесят надувных лодок, действующих в качестве спа­сательных судов у побережья Англии, спасают жизней больше, чем все катера-спасатели традиционного ти­па», — пишет обозреватель английского журнала «Yachting World» Дэ­вид Пелли, подчеркивая, что легкие надувные суда незаменимы там, где обладающие большой осадкой спа­сательные боты бессильны, — на мел­ководье у берега. А именно в при­брежной зоне, в которой даже пр"и умеренном волнении образуются крупные беспорядочные волны, пере­ворачивающие шлюпки и разбиваю­щие их о камни, и в наши дни происходит немалая доля трагедий.

Национальный королевский инсти­тут спасательных катеров (RNLI— Английское общество спасания на водах) начиная с 1963 г. все более широко использует в качестве при­брежных спасательных катеров, базирующихся на береговые станции, надувные моторные лодки. Каковы их преимущества? Прежде всего, их гораздо проще спускать на воду. Легкое суденышко с мощным подвес­ным мотором обладает большой ско­ростью, поэтому надувнушки быстрее оказываются в районе несчастного случая. Кроме очень малой осадки имеют важное значение низкий и мягкий надводный борт, позволяю­щий без осложнений вытаскивать потерпевших из воды, и огромный запас плавучести, обеспечивающий полную безопасность даже тогда, когда судно залито или перегруже­но спасенными.

kater2

Испытательный центр Националь­ного института в Ист-Каусе постоян­но вводит различные улучшения в конструкцию принятых на вооруже­ние надувных спасательных судов. Например, на серийных лодках фир­мы «Зодиак» (эксплуатируются модели длиной 4,7 и 5,8 м; их скорость и пассажировместимость 21 уз и 8 чел., 24 уз и 15 чел. соответствен­но) теперь делают «мягкую рубку»: рулевой может управлять стоя, что намного улучшает обзорность. «Руб­ка» представляет собой что-то вроде клетки из резиновых труб с набив­кой. Другое усовершенствование — эластичные балластные танки, кото­рые могут заполняться или опорож­няться на ходу: дополнительный бал­ласт улучшает управляемость надув­нушки на крутой битой волне.

На традиционной демонстрации новинок Национального института, проводившейся 22 февраля 1977 г.
в Ист-Каусе, наибольший интерес вы­звал 7-метровый «Атлантик-21» спасательный катер комбинирован­ного типа, имеющий надувные борта и жесткое (стеклопластик) килеватое днище. Приглашенные на выставку журналисты назвали это суденышко «звездой, на десять лет опередившей существующий уровень».

kater3

В конструкцию своего нового де­тища конструкторы Испытательного центра заложили идею дальнейшего увеличения радиуса действия, море­ходности, скорости и удобства рабо­ты экипажа при сохранении всех классических преимуществ надувнушки. Несколько лет напряженной ра­боты позволили, как писали англий­ские газеты, «вывести новую породу судна с любопытными свойствами».

«Атлантик-21» спускается на воду на тележке по слипу и с двумя се­рийными 55-сильными «Эвинрудами» развивает скорость 30 уз. Предусмот­рено все, чтобы в самых тяжелых условиях экипаж (три человека) мог прийти на помощь терпящим бед­ствие: имеется новейшее спасатель­ное снаряжение, включая радиостан­цию; поиск людей может прово­диться даже в темное время суток. На испытаниях «Атлантик-21» с 20 «пострадавшими» на борту показал отличную маневренность при ходе на волне, а затем продемонстрировал возможность выбрасываться прямо на галечный или песчаный берег без всяких повреждений. Это не только самоосушающееся и непотопляемое, но и самовосстанавливающееся суд­но: если даже его опрокинет волна, оно сразу же (или через нужное время) само встает на ровный киль.

Чтобы моторы могли работать после опрокидывания и спрямления, их полностью герметизировали. Спе­циальный воздухоприемник оборудо­ван клапаном, автоматически закры­вающим впускное отверстие при оп­рокидывании лодки. Другой клапан с запорным шаром и патрубком кре­пится на выхлопе и надежно пере­крывает доступ воды в цилиндры. Кожух мотора оборудован дренаж­ной системой невозвратного дейст­вия. Воздушная головка бензобака также имеет невозвратный клапан. Специальный выключатель автомати­чески отключает систему зажигания на время, пока судно перевернуто. Применены «непроливающиеся» ак­кумуляторы авиационного типа.  Во время демонстрации неоднократно­го опрокидывания — спрямления мо­торы немедленно начинали работать, как только «Атлантики приходил в нормальное положение.

kater4

Судно восстанавливается, т. е. ста­вится килем вниз из опрокинутого положения, надувной емкостью, закрепленной на «стойке переворо­та» — портале в корме. Поскольку емкость благодаря сравнительно большой высоте этого портала до­вольно высоко поднимает корму с тяжелыми моторами вверх, центр тя­жести перевернутой лодки оказы­вается поднятым достаточно высоко над «центром величины» — точкой приложения равнодействующей сил поддержания воды. Возникает вос­станавливающий момент сил, перево­рачивающий лодку через борт в нор­мальное положение.

При опрокидывании люди, сидя­щие в лодке, могут оказаться раз­бросанными в разные стороны. Что­бы дать им время собраться, лодка может нужное время плавать килем вверх, причем на месте ее будет удерживать плавучий якорь, автома­тически срабатывающий при опроки­дывании. Когда люди собрались, до­статочно потянуть за кольцо на тран­це, чтобы сработала система наду­вания восстанавливающей емкости от баллончика с углекислотой и судно встало килем вниз.

«Атлантик-21» выпускается фирмой «Халматик». Полностью оборудован­ный по стандартам RNLI спасатель­ный катер стоит 19 тыс. фунт. ст. К настоящему времени в эксплуата­цию сдано 35 таких судов. Развер­нуто производство коммерческого, экспортного и военного вариантов. Разрабатывается проект аналогичного судна длиной 9 м.

Компания «Осборн» пошла даль­ше по тому же пути развития судов смешанной конструкции: на свои 9,15-метровые спасательные катера типа «Пасифик-30» она вместо под­весных моторов ставит стационарные 145-сильные дизеля, обеспечивающие скорость 22 уз и значительно боль­ший, чем у «Атлантика», радиус дей­ствия. Ширина «Пасифика» — 2,97 м; осадка — 0,61 м. Днище этого катера имеет обводы глубокое V с про­дольными реданами в носовой части и многоскулой кормой. Сечения дни­щевых ветвей шпангоутов от киля до надувного борта — слегка выпуклые. Жесткий корпус выклеивается из шпона, но в дальнейшем производ­ство может быть переведено и на стеклопластик. Система набора сме­шанная. Корпус разделен на восемь непроницаемых отсеков; отдельно выгорожены топливный и моторный отсеки.

Баллон надувного борта, подковой окаймляющий секцию корпуса, хоро­шо защищает сидящих в кокпите от брызг. Баллон крепится к фанерному корпусу катера болтами на фланце из нержавеющей стали, что также является новинкой (раньше использо­вались отдельные стальные полосы). Баллон состоит из девяти отдельных воздушных камер.

kater5

Впечатляет простор в кокпите. Петли для ног на палубе, как и проч­ные ручки, закрепленные вдоль бор­тов, помогают удержаться внутри судна в штормовом море. В самом носу расположены мощный швартов­ный битенг и носовая стойка. По пра­вому борту в носу уложен якорь внушительных размеров. Его дректов с участком цепи хранится свернутым на двух рогах из нержавеющей ста­ли, укрепленных под правым бортом; один рог сделан поворотным, что облегчает быструю изготовку якоря к отдаче. По левому борту укреп­лены весла, спасательное кольцо с линем в легкодоступном кармане.

Консоль пульта управления, рас­положенная примерно посередине кокпита, аыклеена из стеклопластика вместе с основанием сиденья руле­вого (на нем сидят верхом) и двумя сиденьями сразу за ним. За си­деньями установлен двигатель — ди­зель с турбонаддувом «Мэрмейд», работающий на угловую колонку. Кожух имеет толстый слой звукоизо­ляции, обеспечивающий эффективное снижение шума, а жесткая конструк­ция днищевой секции в районе уста­новки двигателя способствует сниже­нию вибрации. Два топливных бака из нержавеющей стали емкостью по 68 л закреплены под настилом кок­пита. Вентиляция моторного ящика-отсека   осуществляется  через два больших вентилятора, установленных на верхней части моторного кожуха. Двигатель может работать при пол­ностью залитом кокпите, хотя боль­шие шпигаты в транце обеспечивают очень быстрое осушение катера (дно кокпита находится выше ватерлинии). На корме установлена рама из труб, на которой закреплены навигацион­ные огни; в дальнейшем на ней мо­жет крепиться надувной баллон, обеспечивающий быстрое восстанов­ление опрокинутого катера, как на «Атлантике».

На испытаниях опытный образец катера «Пасифик» очень мягко шел по волне, показал хорошую управляемость, на резких поворотах кре­нился мало. Судно получилось не из дешевых, но фирма рассчитывает, что его будут приобретать не только для спасательной службы, но и для перевозки рабочего персонала и других целей.

Boatportal.ru

logo