Вы здесь

Катамараны: «палубные лодки», плавдачи под парусом и мотором

Катамараны: «палубные лодки», плавдачи под парусом и мотором

11.04.2013 Автор: 0 13502
Facebook Twitter Google+ Pinterest

«Катера и яхты» №6 (70) ноябрь-декабрь 1977г

 

Катамараны: «палубные лодки», плавдачи под парусом и мотором

plav1

Очередной обзор малых прогулочно-туристских судов, скон­струированных и построенных на­шими читателями, посвящается двух-корпусным судам—катамаранам. Суда этого типа обладают известными преимуществами перед обычными однокорпусными; естественно, каж­дый из конструкторов представлен­ных ниже судов в той или иной мере старался использовать эти преиму­щества в своем проекте.

Главное, что заставляет отдавать предпочтение катамарана это возможность получить остойчивое судно, обладающее значительной полезной площадью и пассажировместимостью. Другое немаловажное качество двухкорпусного судна — уменьшенное волновое сопро­тивление узких и длинных корпусов. Благодаря этому можно достичь вы­соких скоростей при сравнительно большой нагрузке и умеренной мощ­ности двигателя. А если судно па­русное, выгода получается двойная: на катамаране становится ненужным тяжелый балластный киль, вес кото­рого превышает 30% водоизмеще­ния обычной   однокорпусной яхты.

В ряде случаев решающим дово­дом в пользу катамарана становится необходимость сделать судно разборным. Узкие поплавки могут быть легко отделены от соединительного мостика, а остальная конструкция, уже не требующая абсолютной водо­непроницаемости, выполняется из отдельных элементов. Это качество катамарана удобно и для тех само­деятельных судостроителей, которые строят судно в небольшом помеще­нии: можно довести отдельные части судна, включая корпуса и мостик, до высокой степени готовности, а общую сборку выполнять на откры­той площадке в короткие сроки.

Наш обзор начнем, однако, не с любительской конструкции, а с раз­борного туристского катамарана из стеклопластика, разработанного не­сколько лет назад конструкторами НПО «Ритм» В.А.Чемодуровым и  Э.Ф. Мирошниченко специально для промышленного произ­водства. Авторы этого проекта по­ставили перед собой задачу создать комфортабельный двухкорпусный самоходный плот, на палубе кото­рого при необходимости устанавли­вается обычная туристская палатка. (Такой вариант, по-видимому, мог бы понравиться жителям южных райо­нов нашей страны, где приходится защищаться скорее от солнца, чем от дождя и непогоды!) Корпуса опытного образца были изготовлены трехслойными: со слоем пенопласта толщиной 15—20 мм между наруж­ным (1,5 мм) и внутренним (0,5 мм) слоями стеклопластика.

5-метровые поплавки, имеющие водоизмещающие круглоскулые об­воды и относительное удлинение L/B = 9,5, были соединены двумя трубами из алюминиевого сплава, концы которых входили в сквозные отверстия в специальных выступах на палубе в носу и корме поплав­ков. Фиксация всей конструкции осу­ществлялась при помощи четырех закладных штырей. Мостик собирался из двух листов фанеры, которые своими продольными кромками вставлялись в пазы алюминиевых профилей, прикрепленных к внут­ренним бортам поплавков. Размеры мостика были подобраны таким об­разом, что на нем свободно разме­щалась двухместная палатка, растяж­ки которой крепились за трубчатые леера, установленные вдоль бортов.

Кормовая балка катамарана была приспособлена для установки мото­ра «Ветерок». При желании можно было оснастить его и парусным воо­ружением площадью до 10 м2; прав­да, без шверта ходить на нем круто к ветру не удавалось, а скорость была невелика (судно довольно тя­желое—180 кг, обводы не оптималь­ны), однако начинающего яхтсмена вполне могло бы устроить и плава­ние с хорошим попутным ветром.

plav2

Парусный, катамаран «Гефест» под парусами.

Основная идея конструкторов — снабдить любителей отдыха на воде устойчивой самоходной платформой— понравилась многим посетителям выставки «Неделя пластмассо­вых лодок» в Киеве, вызвала живой интерес и одобрение на междуна­родной выставке в ГДР. Специали­сты, однако, отмечали ряд неудач­ных решений, например — слишком низкий борт в носу, функционально неоправданные выступы на палубах поплавков в носу и корме. Пред­ставлялось неудобным то, что води­тель при плавании под мотором не имел сиденья, а поставленная палат­ка мешала ему наблюдать по курсу лодки; топливный бачок легко мог соскользнуть за борт, не было пре­дусмотрено сухих отсеков для хра­нения одежды, спальных мешков и т. п. Очевидно, отмеченные недо­четы не так уж сложно было устра­нить, но, по не зависящим от авто­ров причинам, работы по доводке катамарана были в «Ритме» прекра­щены.

Мы не случайно так подробно остановились на описании этого ка­тамарана, хотя ему и не суждено было стать серийной продукцией. По идее он представлял собой ва­риант не известного у нас, но весь­ма популярного на юге Европы и в США типа малого судна — так назы­ваемой  «палубной  лодки».   Главная черта палубных лодок — большая площадь свободной палубы; местом нахождения экипажа служит не кок­пит,  защищенный  бортами,  а сама 5 платформа, поставленная на низкий корпус или корпуса.

Американские судостроители-лю­бители строят, например, палубные лодки по оригинальному проекту Д. Бича, общее представление о ко­тором дает приводимый здесь ри­сунок. Низкобортные и относитель­но узкие 6-метровые корпуса из водостойкой фанеры, оклеенные стеклопластиком, жестко соединены. Водитель и его напарник разме­щаются в удобных креслах на носо­вом мостике. Средняя часть мото­лодки, защищенная с носа и кормы высокими стенками и ветровым стек­лом, служит солярием. Вместо жест­кого настила здесь натянуто полот­нище из синтетической ткани, а кромки палуб корпусов снабжены мягкой обивкой. Катамаран рассчи­тан на установку двух мощных под­весных моторов, но с успехом мо­жет быть использован и с моторами по 10 л. с. В кормовом мостике рас­полагаются бензобаки и часть сна­ряжения; личные вещи экипажа хра­нятся в шкафах, оборудованных в носовой стенке. При необходимости вся средняя часть катамарана закры­вается тентом-палаткой (см. стр. 47).

plav3-small

большой формат чертежа для печати

Основные данные парусного катамарана «Гефест»

Длина наибольшая, по КВЛ, м 6,5

Ширина габаритная, 3,6 м

Ширина одного корпуса  по    0,7 КВЛ, м

Осадка, 0,45 м

Водоизмещение, кг: 

полное            1300

порожнем 800

Площадь парусности, 22 м2

Вертикальный клиренс, 0,40 м 

Промышленным вариантом про­стой по конструкции палубной лод­ки-катамарана является «Делюкс Командор», выпускаемый в США фирмой «Кэйот» (см. также № 65). Цилиндрические поплавки-понтоны (подобные суда называют также и понтонными) свариваются из 2-миллиметровых листов алюминиевого сплава; их диаметр 480 мм, в носу они заострены и снабжены прива­ренными в верхней части горизон­тальными брызгоотбойниками. К по­плавкам прикрепляется болтами мо­стик 2,44Х4,В м, снабженный жест­ким леерным ограждением и невысоким бортиком. Вариант этой же лодки под названием «Экономия от­личается только тем, что продается без всякого палубного оборудования. Владелец приобретает все, что ему понадобится, в дальнейшем по от­дельности (фирма выпускает такие стандартные элементы оборудова­ния, как пульт дистанционного управ­ления, камбуз, диваны, сиденья, солн­цезащитный тент, палатка, трапы и т. п.) или изготовляет все это само­стоятельно, либо использует любую складную дачную мебель и надув­ные матрацы.

plav4

Боковой вид и схема парусности, план, схема обводов и поперечное сечение по шп. 2 парусной плавдачи-катамарана «Краб».

Основные данные плавдачи — парусного катамарана «Краб»

Длина наибольшая, 4,1 м

Ширина наибольшая, 2,8 м

Ширина одного корпуса, 0,8 м

Осадка, 0,3 м

Площадь парусов, 12,8 м2

Полное водоизмещение, 1000 кг

Запас плавучести, 400 кг   

plav5

plav6

Продольный разрез и сечение по каюте катамарана -«Пингвин».

1 — подмоторный кронштейн регулируемой высоты; 2—кормовой релинг из трубы; 3 —рундук; 4—поднимающаяся крышка люка в крыше каюты; 5—носовой релинг; 6 — сетка; 7 —стальной угольник; в —поперечная балка мостика, 40X40, лиственница; 9—дверь (в носовой и кормовой стенках рубки); 10 — крышка отсека в корпусе.

plav7

На наш взгляд, работникам про­мышленности есть смысл обратить внимание на прогулочные суда такого класса, представляющие своеоб­разную разновидность недорогих плавучих дач. Они могли бы заин­тересовать многих потенциальных покупателей — об этом свидетель­ствует тот факт, что судостроители-любители во многих концах нашей страны изобретают и строят подоб­ные суда своими силами.

Перейдем теперь к обзору наи­более типичных и интересных двухкорпусных судов-самоделок.Четыре года плавает по Днепровско-Бугскому лиману 7-метровый па­русный катамаран «Гефест», спроектированный и построенный Л. Б. Ковалевым из г. Херсона. Хотя это— самое настоящее парусное судно, в основу его компоновки, как нетруд­но заметить, положена та же идея палубной лодки с открытым кокпи­том-платформой максимальной пло­щади, защищенным от ветра и брызг лишь невысоким (800 мм от палубы) лобовым козырьком и боковыми фальшбортами; только на случай ночлега в непогоду в корпусах обо­рудованы четыре койки. На воскрес­ную прогулку на «Гефесте» отправ­ляются 8 человек, причем тесноты на палубе нет. Корпуса, имеющие плоско-килеватые обводы, построены с обшивкой из 8-миллиметровой бакелизированной фанеры и обклеены слоем стеклоткани; мостик и палубы поплавков сделаны из фанеры ФСФ толщиной 6—7 мм. Набор корпусов составляют шпангоуты сечением 65 X 20. Днище мостика подкрепле­но поперечным (шпация 300—350 мм) и продольным набором.

Сложную проблему соединения корпусов конструктор решил уста­новкой трех несущих балок короб­чатого сечения. Основная подмачтовая балка на шп. 3 имеет высоту 450 мм; ее пояски из бруса 40 X 57 обшиты с двух сторон 5-миллиметро­вой бакфанерой. Балка рассчитана на восприятие осевого давления мач­ты, равного 2 тс. Такая же балка стоит на шп. 2, но высота сечения ее на 100 мм меньше. Обе балки в ДП связаны продольной балкой (подкреплением под мачту) короб­чатого сечения. Таким образом нагрузка от мачты передается на про­странственную конструкцию, вклю­чающую в себя две поперечные бал­ки, днище мостика и носовой козы­рек. Кормовая балка (на шп.7) тоже коробчатого сечения, но высотой 300 мм рассчитана на установку под­весного мотора (на кронштейне). Все балки надежно соединены с набором корпусов и доходят до их наруж­ных бортов.

Четыре навигации подтвердили достаточную прочность конструкции яхты, а вот лавировочными ее каче­ствами конструктор доволен уже в меньшей степени. Расчет на возмож­ность крутой лавировки без швертов не оправдался — угол лавировки к истинному ветру не менее 55°, дрейф велик; на большой волне по­ворот оверштаг затруднен, иногда его удается сделать только на зад­нем ходу. Зато благодаря большому вертикальному клиренсу ударов вол­ны в днище мостика не наблюдается, лишь попутная волна иногда запле­скивает на мостик.

«Гефест» оказался довольно бы­строходным судном. Скорость, по­казанная на переходах протяжен­ностью 20—30 миль в 5-балльный ветер, на полных курсах составила 7,35 уз, на курсе бейдевинд — 5,4 уз. Остойчивость катамарана позволяет нести полную парусность при ветре 5—6 баллов, не опасаясь, что навет­ренный корпус оторвется от воды.

Статья «Карманный крейсерский катамаран», опубликованная в «КЯ» № 10 (1967 г.), побудила Г. И. Нав­роцкого из Донецка к проекти­рованию еще меньшего — не 6-, а 4-метрового парусника. Автор задумал в минимальных габаритах ката­марана создать парусную плавучую дачу, приспособленную для длитель­ных походов вдвоем.

На его «Крабе» имеется надстрой­ка, перекрывающая оба корпуса и возвышающаяся над мостиком всего на 900 мм. Часть мостика, закрытая этой надстройкой, служит столом между двумя диванами, расположен­ными в корпусах. В закрытой части каждого корпуса высота составляет 1,5 м; этого достаточно, чтобы стоять, нагнув голову. Диваны легко превращаются в удобные койки ши­риной 800 мм. В надстройке распо­ложены также платяной шкаф, рун­дуки и миниатюрный камбуз. В кор­мовой части мостика — просторная палуба площадью 5,6 м2. Кроме того в носу имеется небольшой свобод­ный участок палубы для работы со стакселем и якорем (попасть сюда — «на бак» можно, только перелезая через крышу рубки).

Корпуса с упрощенными обвода­ми обшиты строительной фанерой толщиной 4 мм и оклеены снаружи тремя слоями стеклоткани на эпок­сидной смоле.

«Краб» вооружен бермудским шлюпом, но вряд ли стоит серьезно считать его настоящим парусным катамараном. Короткое тяжелое судно не обладает необходимым для ус­пешного плавания под парусами сочетанием таких характеристик, как малое водоизмещение, большое уд­линение корпусов и соответствующие их обводы, малое аэродинамическое сопротивление. «Краб» можно, ско­рее, отнести к разряду судов, спо­собных при благоприятных условиях совершать небольшие парусные пе­реходы.

«Краб» уже построен. Конструк­тор по достоинству оценил такие качества своего судна, как возмож­ность проходить над мелями или вы­брасываться на пляж при ухудше­нии погоды. Г.И.Навроцкий пишет:

«Один из яхтенных капитанов, ко­торый испытывал «Краба», пришел к тому же выводу, что и я: «Краб» удобное и достаточно поворотливое судно, неплохо идет под парусами на полных курсах. Правда, делать по­ворот оверштаг невозможно — сби­вает волна. Сентябрь оказался не очень подходящим временем для хо­довых испытаний на Азовском море, зато позволил всесторонне оценить судно как плавдачу. Погода стояла неустойчивая, с холодным дождем и шквалистыми ветрами. Несмотря на это, мы вдвоем прекрасно отдохну­ли. Прожили на «Крабе» 20 дней: спать было удобно, по утрам делали зарядку на палубе, купались, ловили рыбу, готовили три раза в день го­рячую пищу».

Скорость капитана «Краба» впол­не устраивает. При ветре силой около 3 баллов на курсе галфвинд «Краб» дает 3 уз, идя без заметного крена. Однажды катамаран Навроцкого по­пал в свежую погоду. Пришлось идти под одним стакселем. «Краб» при этом «ловко пропускал под ки­лями грозные волны, не позволяя ни одной из них прокатиться по па­лубе».

Как показывают письма в редак­цию, многие из судостроителей-лю­бителей, задумывающиеся о построй­ке «домика на поплавках», считают, что если уж стоит делать плавдачу самоходной, то следует делать ее непременно быстроходной.

К. С. Григорьев из Якутска сообщает о построенной им быстро­ходной плавучей даче «Пингвин», вмещающей 6—7 человек.

Поплавки катамарана обшиты 1,5-миллиметровыми дюралюминие­выми листами на заклепках с предварительным промазыванием поверх­ностей клеем БФ-2. К набору обшив­ка крепилась шурупами в два ряда (в шахматном порядке) на уплотнительной ленте из двух слоев марли, про­питанных БФ-2. По верхним кром­кам бортов поставлены стальные угольники 40X40X4, которые служат основой для крепления восьми поперечных деревянных балок мо­стика. Снизу мостик зашит дюрале­вым листом, сверху—полом из 5-миллиметровой фанеры; простран­ство между ними заполнено плита­ми пенопласта (теплоизоляция и за­пас плавучести). В пределах рубки поплавки сверху открыты и служат рундуками для снаряжения.

Основные данные буксируемой разборной плавдачи-катамараиа конструкции Ю. А. Соломенцева

Длина наибольшая, 5,4 м

Ширина наибольшая, 2,96 м

Размеры пола каюты, 3 X 2,05 м

Вес порожнем, 400 кг

Осадка при полной  нагрузке, 0,17 м

Скорость буксировки, 12 км/ч

plav8

plav9

Конструкция буксируемой разборной плавдачи.

1 — канистра; 2 —нижний откидной щит боковой стенки; 3 — кресла-рундуки; 4 — камбузный стол; 5— кресло-кровать; 6 — стол; 7 — верхний откидной щит боковой стенки; 8— пенопласт; 9 —рейка 550X50X10; 10 — обшивка из листов алюминиевого сплава, 6=0,8.

 plav10

Конструкция рулевой трапеции, применяемой для буксировки плавдачи конструкции Ю. А. Соломенцева.

1 — плавдача; 2—трубчатая тяга 0 30 мм; 3—шаровой шарнир; 4—мотолодка; 5 — ролики для троса; 6 — место для крепления троса 7 к штуртросу лодки.

plav11

Схема конструкции самоходной плавдачи конструкции В. Г. Ивашечкина.

1 — сиденье рулевого; 2 —сдвижная дверь; 3—диван; 4—рундук; 5—камбузный стол; 6 — люк в отсек бензобаков; 7—решетчатый настил; 8 — жесткий тент; 9 —поднимающаяся часть крыши надстройки.

Надстройка изготовлена с карка­сом из сосновых брусков 20X40 и обшивкой из строительной фанеры. Переборка делит домик на две ча­сти — каюту и тамбур, в котором расположен гальюн. Чтобы не увеличивать парусность судна, высота надстройки сделана небольшой — всего 1,2 м, но в крыше прорезан большой люк с подъемной крышкой. В хорошую погоду крышка может быть поднята до высоты полного ро­ста человека; при этом обеспечи­вается хорошая вентиляция и осве­щение помещения. Для оборудова­ния каюты использован комплект складной дачной мебели, состоящий из стола и четырех стульчиков. При устройстве на ночлег расстилается брезентовый коврик и укладываются надувные матрацы. Пост водителя расположен на кормовом участке палубы; штурвал установлен на кор­мовой переборке надстройки. Палу­ба ограждена релингом (из дюралю­миниевой трубы) с сеткой; в носу для защиты от брызг устроен пару­синовый обвес.

К. С. Григорьев сделал поплавки со значительным сужением кормо­вой части. Это послужило причиной появления значительного ходового дифферента на корму (впоследствии пришлось делать поплавки в корме шире на 100 мм). Целесообразно корпуса подобных судов выполнять призматическими — с одинаковым по­перечным сечением от миделя до кормы, как это и сделано, например, на палубных лодках фирмы «Кэйот».

Сложным вопросом оказалась и установка подвесного мотора «Моск-ва-30» на мостике катамарана. Пер­воначально при увеличении скорости создавалось большое брызгообразование от выступающих частей дейдвудной трубы мотора, хотя он и был установлен на высоте, соответствую­щей высоте транца 400 мм. Пришлось мотор поднять еще на 100 мм. Брызгообразование прекратилось, но винт стал «хватать» воздух — кавитировать. После увеличения площади антикавитационной плиты (была при­клепана снизу дополнительная пла­стина) кавитация прекратилась, од­нако при волнении все же возникали срывы в работе винта, прихо­дилось сбрасывать обороты. Опти­мальным решением стало устройство шарнирного кронштейна с дистан­ционным управлением подъемом и опусканием мотора в зависимости от наличия волны на акватории.

Эксплуатируется «Пингвин» на Лене в районе Якутска; ширина реки достигает здесь 2,5—3 км, нередки ветра силой 5—6 баллов и высокая крутая волна. «Пингвин» довольно хорошо держится на волне, парус­ность надстройки на управляемости и скорости практически не сказы­вается. Максимальная скорость со­ставляет 36 км/ч, так что автор кон­струкции своей цели добился — сде­лал плавдачу быстроходной. К не­достаткам его проекта, помимо не­удачных обводов поплавков, можно отнести недостаточно проработан­ную архитектуру судна (представ­ляется излишним завал стенок, ухуд­шающий условия размещения внутри каюты); по-видимому, композитная конструкция дерево—дюраль—сталь окажется недостаточно долговечной И9-за  развивающейся  коррозии.

Как убедились уже многие строи­тели плавдач, далеко не просто со­вместить противоречивые стремления: получить комфортабельную каюту, в которой можно ходить, не наги­баясь, и иметь возможность прой­тись «с ветерком» или покататься на лыжах. Перед жителями же городов встает серьезная проблеме хранения судна, а нередко еще и проблема его перевозки.

plav12

Любопытное решение нашел мос­квич Ю, А. Соломенцев: он сделал  разборную плавдачу-катамаран, которая буксируется моторной лодкой «Никси» с «Вихрем-М».

Надстройка (полезная площадь каюты 6,15 м2) собирается из девяти щитов: четырех стенок, трех секций кровли и двух пола. Габариты щитов позволяют перевозить их на верх­нем багажнике «Москвича-407». Щиты соединяются с помощью разъемных дверных петель и фиксирующих шпилек, а к понтонам крепятся бол­тами. Стыки щитов и два продоль­ных шва кровли герметизируются си­ликоновой мастикой. Продольные сте­ны выполнены из обвязки и двух оконных переплетов с горизонталь­ной их навеской. На стены навешены сборные элементы коек, каркас которых выполнен из алюминиевых тру­бок раскладных кроватей, а вместо брезента применена фанера. Койки сделаны в виде отдельных секций, что позволяет превращать их в крес­ла, укладывать на пол или прятать в толщу стены.

Поперечные стены обеспечивают жесткую связь поплавков, что поз­волило отказаться от мощной соединительной платформы и уменьшить вес плавдачи. Пол плавдачи поднят над уровнем воды на 40 см. Ю. А. Со­ломенцев изготовил поплавки ори­гинальной конструкции — с исполь­зованием стандартных 20-литровых металлических канистр. На каждый поплавок пошло по 16 канистр, уло­женных в два ряда в каркас из дю­ралюминиевых угольников, заполнен­ный по бортам пенопластом (см. се­чение). Снаружи поплавки обшиты дюралевым листом. Канистры верх­него ряда можно вынимать и ис­пользовать для хранения горючего. Четыре вертикально поставленные ка­нистры служат опорами для углов надстройки. Вес каждого понтона около 100 кг. (Подобное устройство можно оправдать лишь отсутствием необходимых материалов для изго­товления поплавков более простой конструкции.)

Катамаран буксируется с по­мощью жесткой сцепки с рулевой трапецией. Лодка и плавдача соеди­нены двумя жесткими трубами, снаб­женными на концах шаровыми шар­нирами. Конструкция шарниров обеспечивает поворот труб как в гори­зонтальной, так и в вертикальной плоскостях, что необходимо при дви­жении по волне. Система перекрещи­вающихся тросов закреплена непод­вижно на углах домика; другие кон­цы тросов через ролики связаны с рулевым тросом лодки. Мотор на лодке закреплен неподвижно. При повороте рулевого колеса через си­стему тросов транец лодки вместе с мотором смещается относительно оси плавдачи и таким образом осу­ществляется поворот. При длитель­ных стоянках лодку можно отсоеди­нить от рулевого устройства — до­статочно отвернуть две гайки у шаровых шарниров и два болта на кон­цах тросов.

Плавдача может использоваться и как самоходное судно — достаточно на корме установить подмоторный кронштейн. Эксплуатируется она уже четыре навигации и оказалась до­вольно удобной как для транспорти­ровки на легковом автомобиле, так и для зимнего хранения.

Еще один вариант самоходного «домика на поплавках» построен не­сколько лет назад киевлянином В. Г. Ивашечкиным. Очень уз­кие поплавки (длиной 7,5 м и шири­ной 0,5 м) сделаны сварными из 1,5-миллиметровой стали и разделе­ны переборками на четыре герметич­ных отсека, причем один из них ис­пользуется в качестве бензобака. «Домик» крепится к поплавкам на ферменных поперечных балках. Размеры каюты в плане 6,2 X 2 м, вы­сота 1,4 м. Как и на «Пингвине», в крыше предусмотрен люк с подъем­ной крышкой, позволяющий увели­чить высоту в каюте до 1,8 м.

Палуба изготовлена из 10-милли­метровой фанеры, крыша и стенки обшиты строительной фанерой толщиной 5 мм. В боковых стенках сде­ланы сдвижные двери, позволяющие выходить из кабины на поплавки, ко­торые вынесены в стороны. Под днищем кабины расположены допол­нительные бензобаки и аккумулято­ры (доступ к ним осуществляется через лючки).

Поперечная переборка разделяет надстройку на две части. В перед­ней расположен пульт управления; возле переборки установлен диван. Здесь же могут уместиться съемный стол, складные табуретки, на ночь оборудоваться спальные места. В кор­мовой — открытой части надстройки расположены два продольных си­денья-рундука с размерами в плане 0,6 X 2 м (они могут быть исполь­зованы как койки) и камбузный стол 1,3X0,6 м. В плохую погоду всю кормовую часть можно закрыть па­русиновым пологом.

В корме поплавки соединяются решетчатым настилом из реек, об­разующим очень удобную площадку для купанья и рыбной ловли.

Автор испробовал несколько ва­риантов механической установки; 20-сильный «Вихрь»; стационарный двигатель от «Москвлча-401» с угло­вой  колонкой;  двигатель с прямой передней, установленный в третьем корпусе между поплавками, и, нако­нец, в 1975 г. на транцах обоих кор­пусов установил по мотору «Моск-ва-12,5», причем на них пришлось перед дайдвудной частью поставить брызгоотбойникн. Скорость со сред­ней нагрузкой составила 20 км/ч. Этот вариант конструктор считает оп­тимальным. Особенно удобна двух­моторная установка при маневриро­вании широкого катамарана в га­вани при работе моторов «враздрай» судно поворачивается на месте.

Полный вес катамарана с мото­рами и запасом горючего 100 л со­ставляет около 800 кг, а осадка при полной нагрузке с 6 пассажирами на борту не превышает 12 см.

В проекте В. Г. Ивашечкнна сде­лана интересная попытка увеличить вертикальный клиренс, чтобы избежать ударов при ходе на волнении. Правда, введение в конструкцию вы­соких ферменных поперечных балок усложняет постройку и сборку суд­на, появляется опасность повредить конструкцию при подъеме на берег (что, К слову сказать, и случилось с катамараном В.Г.Ивашечкина в прошлом году).

Перечисление плавдач-катамаранов, построенных любителями, мож­но было бы продолжить, но думается, что рассмотренных типичных примеров достаточно, чтобы видеть основные пути, которыми идут со­здатели судов этого типа. Остается добавить, что некоторые любители воспользовались проектом 4-метровой самоходной плавдачи Золушка, опубликованным в «КЯ» № 65. Ждем их отзывов о получившемся судне.

Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo