.

Вы здесь

Гибель «Атаира»

Гибель «Атаира»

11.04.2013 Автор: 0 9281

Ю. А. Пантелеев «Катера и яхты» №6 (70) ноябрь-декабрь 1977г

 

Гибель «Атаира»

atair

Когда-то курорт Зеленогорск называли Териоки. Ленин­градские яхтсмены часто ходят сюда, но только при ветрах с бе­рега, поскольку во все времена га­вань Териоки — Зеленогорска при ветре с моря оставалась опасным местом для малых парусников. Осо­бенно при зюйд-весте, когда в га­вани   образуется тягун, рвущий швартовы. Выйти в море по узкому фарватеру между песчаными меля­ми при ветре с моря трудно. Зюйд-вест не раз доказывал это самоуверенным рулевым! Память детства сохранила давний случай. В мае 1913 г. я стал его свидетелем, находясь в безопасности — на берегу. Помнится, это был день открытия навигации местного яхт-клуба. Ветер достигал 8—9 баллов, яхт на подходах к Териоки видно не было.

И вдруг кто-то в конце концов все же решил зайти сюда! Сначала показались две яхточки, они летели по волне в полный бакштаг. При входе в фарватер на каждой из них убрали грот. Яхты остались под стакселями.

Вход в гавань располагался с восточной ее стороны, как бы вдоль береговой черты. При зюйд-весте войти в нее можно было только курсом бейдевинд. А далеко не каждая яхта может ходить круто к ветру под одним передним парусом. На старипных яхтах с гафельной оснасткой это вообще было невозможно.

Первая по инерции сумела нырнуть в гавань и вовремя подать швартовы. Шедшая за ней в кильватер, подойдя к входу, привелась и сразу потеряла ход; швартовы с нее подать не успели, яхту волной вынесло из гавани и понесло на мель. Здесь ее положило на борт и быстро залило водой.

События дня, однако, этим не кончились. В гавань влетела еще одна яхта, но под глухо зарифленным гротом и стакселем. В этот момент обрушился шквал с дождем, видимость ухудшилась. Швартовы яхта подать успела, но выбирать их было очень тяжело, и яхта, удер­живаясь на швартовах, разверну­лась против ветра, загородив своим корпусом вход в гавань.

Последним с моря шел под три­селем и штормовым стакселем из­вестный победитель во всех гонках своего класса — «Атаир». Яхта эта имела 5 тонн водоизмещения и око­ло 90 м2 парусов. Построена она была на верфи Петербургского реч­ного яхт-клуба в 1907 г. по черте­жам конструкторов Е. Куна и В. Гарднера. Кто-то стал с мола ма­хать капитану «Атаира», чтобы он не входил в гавань, так как вход перегорожен другой яхтой.

Что оставалось рулевому? Он пра­вильно решил сделать поворот и уйти в море, но поворот на большой волне не удался. На наших глазах «Атаира» вынесло за линию вех фарватера, раза два волна подняла и стукнула яхту о песок, а затем, уже совсем для всех неожиданно она легла мачтой на воду. Прибой­ными волнами «Атаир» быстро по­несло на пляж. Команда без труда вышла на берег, а яхта осталась плашмя лежать на грунте, заливае­мая водою и заносимая песком..

Произошел редчайший случай. От ударов о грунт оторвался фаль­шкиль, поэтому сразу же яхта и легла на борт. На второй день ве­тер стих, свинцовый фальшкиль не без труда, но все же отыскали на грунте.

Так закончилось тогда открытие навигации. Все виденное произвело потрясающее впечатление, заставило о многом подумать.

Специальная комиссия инженеров-яхтостроителей и яхтсменов дол­го разбиралась в этом случае Неоднократно внимательно осматрива­ли корпус, плавниковую часть киля все было найдено в исправности Однако член комиссии инженер а. Попов считал, что конструкция крепления тяжелого — 3000 кг — свинцового фальшкиля к корпусу яхты имела существенный недоста­ток: слишком мягкой оказалась де­ревянная прокладка.

Воспроизводим составленную им схему, опубликованную в журнале «Рулевой» № 4 за 1913 г., которой обозначены: А - дубовый киль яхты, В — промежуточный сосновый брус, проложенный между килем А и свинцовым фальшкилем С по всей его длине; точка О — центр тя­жести фальшкиля.

При осмотре яхты и оторванного киля оказалось, что все семь бронзо­вых килевых болтов диаметром по 27 мм оказались срезанными в пло­скости а-b-с, т. е. по плоскости соприкосновения киля и промежуточного бруса. Причиной разрушения болтов стали вызванные их изгибом чрезмерные напряжения.

atair2

Схема действия сил на крепление фальшкиля.

Надо заметить, что нормально болтовое крепление фальшкиля рас­считывается на то, чтобы при достаточной затяжке болтов они вос­принимали только растягивающие усилия d, а усилие среза e компен­сировалось силами трения, дейст­вующими в плоскости соприкосно­вения фальшкиля с дубовым килем яхты. Из схемы видно, что на «Атаире» при крене значительное усилие g действовало на кромку а соснового бруса, вызывая его смятие. Не исключено, что именно сильное смя­тие мягкого основного бруса со временем ослабило трение в соеди­нении и болты стали работать на изгиб. Дело усугубило динамическое приложение нагрузки при ударах киля о грунт. К тому же, по мне­нию Н. Попова, материал болтов был плохого качества, в значительной мере утративший свою первоначаль­ную прочность вследствие «устало­сти» — действия знакопеременных напряжении, возникающих в болтах при ходе на разных галсах.

Пришли к выводу, что следует в будущем на всех яхтах раз в два-три года отдавать при весеннем ремонте фальшкиль для детального осмотра болтов и состояния самого киля. Однако, заметим, там была бронза. Стальные болты вкипают в дерево. Отдать их очень трудно.

Лично мне лишь раз пришлось ви­деть в ленинградском яхт-клубе «Труд» процесс снятия фальшкиля для проверки узлов его крепления.

Необходимо все же регулярно проверять крепление фальшкиля как на старых, так и на новых яхтах — например, на «однотонниках» тал­линской постройки (с плавниковым килем) и на «Таурусах».

Случай с «Атаиром» — история, но история весьма поучительная. И не только тем, что показала, ка­кое значение имеет состояние бол­тов. Но и тем, что напоминает ка­питанам: не пренебрегай давно известным опытом! Гавань эта су­ществует и поныне, фарватер остал­ся прежним — очень узким. И точно так же при юго-западных штормо­вых ветрах волна хлещет через стенку, а в гавани создается силь­ная толчея, из-за которой рвутся швартовы. Не одна яхта была вы­брошена на пляж и разбита. (Двое суток нам пришлось удерживать здесь швертбот «Руслан» на двух якорях посередине гавани, ожидая всякой неприятности!)

Словом, эта гавань — не для яхт, лишенных моторов! При штормовом зюйд-весте она может стать ловуш­кой.

Boatportal.ru

logo