Вы здесь

Описание и чертежи двухместных байдарок "Таймень"

Описание и чертежи двухместных байдарок "Таймень"

11.04.2013 Автор: 0 15859
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Ю. С. Горбенко, М. Ю. Долбенко, Ю. В. Макаров «Катера и яхты» №6 (70) ноябрь-декабрь 1977г

 

«Таймени» — на смену «Салютам»

taymen

Вот уже долгие годы на водных маршрутах нашей страны верно слу­жат 2- и 3-местные разборные туристские байдарки с маркой «Са­лют»— надежные, вместительные, не­дорогие. Не одно поколение туристов воспиталось в походах на «Салютах», немало маршрутов под всеми широ­тами прошли эти лодки. Но время идет, растет класс отечественного ту­ризма, и сейчас уже разработанные много лет назад «Салюты» не отве­чают сложному комплексу требова­ний, предъявляемых к современной туристской байдарке.

Не будем снова (об этом не раз говорилось на страницах сборника) перечислять все плюсы и минусы «Са­люта-4,7» и «-5,2» либо сравнивать их с импортными аналогами (напри­мер, «RZ-85», «Колибри», «Непту­ном»). Когда только зашла речь о не­обходимости разработки новых про­ектов, уже было ясно, что байдарки, которые призваны прийти на смену «Салютам», должны иметь более вы­сокие ходовые и маневренные каче­ства, должны быть более безопасны­ми в тяжелых условиях плавания — на   маршрутах высоких категорий сложности.

В 1975 г. по договору с Москов­ским машиностроительным заводом «Салют» коллектив Центральной лаборатории новых видов спасательной техники ОСВОДа РСФСР приступил к разработке проектов 2- и 3-местных байдарок «Таймень-2» и «Таймень-3». Основой для этой работы послужило обобщение опыта эксплуатации наи­более распространенных отечествен­ных и импортных байдарок, а также и ряда наиболее удачных разборных лодок любительской постройки. С са­мого начала проводились регулярные консультации как с работниками за­вода «Салют» (это помогало учиты­вать производственные возможности и делать конструкцию более техноло­гичной), так и с представителями ту­ристской общественности. Техниче­ские проекты «Таймеия-2» и «-3» бы­ли вынесены на обсуждение членов водной секции Центрального совета по туризму и экскурсиям и получили полное одобрение.

Обе лодки представляют собой со­временные разборные байдарки, предназначенные для эксплуатации в ус­ловиях туристских дальних походов. Их теоретические чертежи разрабаты­вались с учетом возросших требова­ний туристов-водников. Стоит отме­тить, что, по сравнению с соответ­ствующими по грузоподъемности «Са­лютами», новые байдарки длиннее и уже; отношение наибольшей длины к ширине у них значительно выше — у «Тайменя-2» равно 5,9, а у «Тайменя-3» — около 6,5, в то время как у обеих моделей «Салютов» оно не пре­вышало 5,3. (Если брать соотношения длины и ширины по КВЛ, то для «Тайменя-2» эта величина равна 4885:800 = 6,16, а для «Тайменя-3» 5580:840=6,64). Байдарки практи­чески симметричны относительно ми­деля, в отличие от «Салютов», имев­ших заметное смещение наибольшей ширины в нос. Килевая линия в око­нечностях приподнята. Несколько меньше стала осадка в грузу. В це­лом можно сделать вывод, что выбранные соотношения размерений и примененные обводы обеспечивают уменьшение сопротивления движению.

Особое внимание уделено обеспе­чению безопасности на воде. Это до­стигается, во-первых, наличием в комплекте байдарок шести термоупа­ковок с поддувом (по одной в око­нечности и четырех по бортам), га­рантирующих непотопляемость лодки в любых ситуациях, а одновременно служащих надежной защитой уло­женных в них вещей от воды; кроме того, наличие фартука и юбок, на­деваемых гребцами, предохраняет байдарку от заливания. Во-вторых, при проектировании предусмотрено увеличение высоты надводного борта и повышение остойчивости лодок: ве­личины восстанавливающего момента, возникающего при крене до линии борта, у «Тайменей» чуть ли не вдвое больше, чем у «Салютов» (17,3 и 21,1 кг против 9,3 и 12).

Известно, что и на маневренность и на такие эксплуатационные каче­ства байдарки, как удобство разме­щения грузов, оказывает большое влияние расположение гребцов по длине лодки. При разработке «Тайме­ней» конструкторы обратились к опы­ту проектирования двухместных сла­ломных каноэ, а также двухлетнему опыту эксплуатации эксперименталь­ной байдарки «Север-3» (автор М. Ю. Долбенко) на маршрутах раз­личной сложности. Принятое располо­жение гребцов на большем, по срав­нению с традиционным, удалении от миделя, не уменьшает упора, созда­ваемого веслом, но резко увеличивает маневренность лодки, поскольку с увеличением плеча возрастает «упра­вляющий» момент. При гребле враз­нобой, как это иногда случается, гребцы не мешают друг другу — не задевают веслом за весло.

taymen2

В середине лодки удалось выде­лить специальный грузовой отсек. Это очень удобно, поскольку суще­ственно облегчается загрузка и раз­грузка байдарки. В несложные похо­ды на «Таймене-2» можно выходить втроем, т. к. грузовой отсек по размерам не меньше, чем отсеки для гребцов. Аналогично на «Таймене-3» могут путешествовать четыре челове­ка. Большой запас водоизмещения байдарок позволяет и при этом брать с собой все необходимое сна­ряжение. Так, для двухместной бай­дарки при минимальной допустимой высоте надводного борта (на миделе до линии «привального бруса»— края деки) 80 мм и соответствующем увеличении осадки до 190 мм мак­симальная допустимая полезная на­грузка составляет 350 кг; этой осад­ке соответствует запас плавучести 200 кг. Для того чтобы двухместная лодка села по линию «привального бруса», на испытаниях пришлось увеличить нагрузку до 550 кг; на трехместной лодке эта величина со­ставила 700 кг.

taymen3-small

большой формат чертежа для печати

taymen4-small

большой формат чертежа для печати

taymen5-small

большой формат чертежа для печати

taymen6-small

большой формат чертежа для печати

Устройство двухместной байдарки «Таймень-2».

1, 9—штевни; 2, 3, 6, 8— шпангоуты; 4, 5—кильсон (килевая ферма); 7—педаль управления рулем; 10, 13, 16, 19—привальный брус; 11, 14, 17, 20 — стрингер; 12, 15, 18, 21 — стрингер; 22—обойма (вилка) руля; 23—баллер; 24 — румпель (поперечина) со штуртросиками; 25—оболочка; 26, 27, 28, 30—фартук; 29 — юбка; 31, 32, 34, 35 — фальшборт; 33 — носовая термоупаковка; 35, 37 — сиденья; 38, 39 — спинки; 40 — сорлинь; 41 — мидельвейс.

taymen7

Собранный каркас трехместной байдарки

Как и «Салюты», новые байдарки имеют мягкую оболочку, надеваемую на разбирающийся жесткий дюрале­вый каркас, состоящий из задающих форму поперечного сечения замкну­тых шпангоутных рамок (пяти — на трехместной лодке, четырех — на двухместной), кильсона (килевой фермы), шести трубчатых стрингерови фальшбортов, а также штевней и трубчатого карленгса в ДП — мидельвейса.

Кильсон и фальшборты, в отличие от «Салютов», выполнены не деревян­ными, а из легкого и прочного алю­миниевого сплава. Деревянными оста­лись только сиденья, но в перспекти­ве и они будут заменены пластиковы­ми. Фальшборт имеет ликпаз, в ко­торый заводятся края деки. Все узлы и детали каркаса защищены антикор­розионными покрытиями, максималь­но унифицированы (взаимозаменяемы все штевии, часть шпангоутов и-дета­лей продольного набора).

Спинки надежно закреплены на шпангоутах, что полностью исключает возможность их потерн.

Сборка-разборка лодок не пред­ставляет сложности, узлы соединений сделаны более простыми и надежны­ми. Время сборки байдарки, зафик­сированное на межведомственных ис­пытаниях, составило 25 мин; на пол­ную разборку и упаковку ушло всего 10 мин.

В комплект байдарок входят: вес­ла, фартук, юбки, термоупаковки с поддувом, два упаковочных мешка («рюкзак» для оболочки и шпангоу­тов и «карандаш» для весел и про­дольного набора), кусок ткани оболочки размером 6,0 X 0.3 м для аварийного ремонта и наклейки протек­торов, капроновый шнур.

Испытания «Тайменей» проводи­лись на ряде водохранилищ и рек средней полосы Европейской части страны, а также на реке Ардоне (маршрут IV категории сложности; Северный Кавказ) и в Днепровско-Бугском лимане. По результатам ис­пытаний межведомственная комиссия сделала ряд замечаний, которые были учтены при корректировке рабочей документации и дальнейшей доводке конструкции байдарок: в частности, несколько увеличена полнота кормы.

В нюне 1977 г. Центральной лабо­раторией новых видов спасательной техники были изготовлены и переда­ны предприятию эталонные образцы новых байдарок. Выпуск первых серийных образцов ожидается в 1978 г.    

Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo