Ю. С. Горбенко, Ю.В.Макаров, О. А. Осипов «Катера и яхты» №6 (70) ноябрь-декабрь 1977г
Спасательный катер-амфибия с воздушным винтом
Основные данные катера-амфибии «ТСС-01»
Длина корпуса, 4,5 м
Ширина по лыжам, 1,4 м
Высота борта на миделе, 0,65 м
Вес порожнем/полный, 500/700 кг
Вес винтомоторной группы, 170 кг
Мощность двигателя при 2500 об/мин, 140 л. с.
Максимальная скорость, км/ч: по льду/по воде (расчетная) 80/60
Глиссирующий катер-амфибия с воздушным винтом — перспективное транспортное средство, используемое для связи, перевозки грузов и пассажиров в условиях бездорожья в течение всего года: зимой по льду, глубокому и рыхлому снегу, летом по воде, весной и осенью по тонкому и непрочному, а то и битому льду. Удельная нагрузка на плоское днище корпуса значительно меньше, чем, например, на лыжи аэросаней, что существенно увеличивает проходимость амфибии. При движении по снегу она не проваливается и не копирует все неровности дороги. Формы корпуса и отсутствие выступающих вниз частей, таких, как лыжи или гребной винт, позволяют амфибии проходить сквозь кустарник и по заболоченной местности, вылезать на лед после прохождения промоин. При достаточной мощности двигателя удается (зимой— по снегу) преодолевать частые подъемы крутизной до 12— 15° и кратковременно — до 25°.
Все сказанное относится, например, к выполненным в виде лыжи-лодки широко известным аэросаням-амфибиям, разработанным КБ А. Н. Туполева. Глиссирующий по воде корпус оснащен двигателем мощностью 260 л. с. и при благоприятных условиях развивает скорость по воде — до 8О км/ч, а по хорошему снегу — до 140 км/ч. Аэросани-амфибии этого типа эксплуатируются в нашей стране уже более двенадцати лет и, в частности, с успехом используются на строительстве БАМа. Однако амфибии этого типа, имеющие плоскодонный, с едва выраженным штевнем, широкий и короткий корпус, при использовании на воде имеют низкие мореходные качества.
Перед Центральной лабораторией новых видов спасательной техники ЦС ОСВОДа РСФСР была поставлена задача создать быстроходное амфибийное спасательное средство, способное ока-зывать помощь не только в любое время года, но и при любой погоде — в том числе и при ветре и волне. Для повышения мореходных качеств спасательной амфибии было решено использовать в качестве ее корпуса морские сани Фокса.
Корпус с учетом всех материалов, опубликованных в сборнике, был спроектирован и изготовлен под руководством Н. А. Яковенко. Как показали уже первые испытания новой амфибии, выбранная форма корпуса позволяет свободно двигаться как по гладкому льду, так и по снегу различной плотности; при этом устойчивость на курсе и управляемость трехкилевых саней лучше, чем любого плоскодонного корпуса-лыжи. Катер выходит из воды на лед, может выбрасываться на отмелый берег, преодолевать заболоченные и мелкие участки.
Наш первый спасательный катер нового типа «ТСС-01» — на базе морских саней Фокса с воздушным винтом показал вполне приемлемые мореходные качества, значительно более высокие, чем у аэросаней-амфибий. От существующих спасательных катеров обычного типа его выгодно отличают амфибийность, хорошая проходимость при достаточной скорости движения в практических условиях несения спасательной службы и такие немаловажные эксплуатационные качества, как просторный кокпит и низкий борт.
Так как высокая скорость морских саней Фокса может быть достигнута только при глиссировании корпуса, когда катер скользит по поверхности воды на своих трех лыжах, удельная нагрузка на единицу мощности была принята равной 5 кг/л. с. Был использован серийный авиационный двигатель «Минор 6-III» (ЧССР) со стандартным оборудованием, на катере развивавший мощность до 140 л. с. Металлический воздушный винт диаметром 1,85 м установлен в кормовой части кокпита за трубчатым защитным ограждением. Два руля поворота расположены в потоке от винта и очень эффективны — катер разворачивается на месте, легко управляется как на воде, так и при движении по льду или снегу.
Как показали испытания катера-амфибии «ТСС-01», работу следует продолжать в направлении, в первую очередь, дальнейшего повышения его скоростных качеств. Дело в том, что при движении по воде катер на глиссирование не выходит (идет в переходном режиме) только из-за того, что удельная нагрузка на глиссирующую площадь (520 кг/ /м2) оказалась чрезмерной. Очевидно, необходимо несколько увеличить размерения катера и в конечном итоге площадь лыж, поскольку при существующих малых размерах корпуса (4,5X1,4 м) сделать лыжи шире нельзя.
В целом же полученный опыт использования обводов типа морские сани Фокса представляется удачным, так как позволяет решить главную задачу улучшения мореходности амфибии без всякого ущерба для проходимости ее по льду и снегу.