Вы здесь

Парусный марафон на Балтике

Парусный марафон на Балтике

11.04.2013 Автор: 0 9988
Facebook Twitter Google+ Pinterest

В. П. Гусев  «Катера и яхты» №6 (70) ноябрь-декабрь 1977г

 

Парусный марафон на Балтике

 

Закончился велико­лепный праздник яхтсменов. Море, четырежды открывавшее им свой простор для увлека­тельной борьбы на четырех эта­пах гонки, щедро одарило всех пьянящей радостью братания с ветром, счастьем спешить с ним к заветной цели и лишь избранных — победой.

Нелегко рассказать об этом празднике — о нашей самой популярной крейсерской гонке. Ведь сколько участников, столь­ко и рассказов о ней, а участ­ников на этот раз было особен­но много. На старте седьмых гонок на Кубок Балтики собра­лось 98 экипажей — 680 яхт­сменов!. От этапа к этапу число экипажей, оспаривающих ку­бок, все увеличивалось и до­стигло 102! Годом раньше в шестых гонках стартовало 80 судов, а если обратиться к про­токолам всех предыдущих лет, то картина получается такой: 75, 62, 52, 43, 37 яхт. Убеди­тельная статистика, показываю­щая, что год от года балтий­ский марафон становится все более популярным. (И как не вспомнить, что начало всему положили экипажи четырех ле­нинградских «шестерок», оспа­ривавших в 1969 г. на перехо­де в Таллин только что учрежденный редакцией «Катеров и Яхт» кубок!)

marafon1

Свыше ста яхт участвовало в VII гонках на Балтике. На снимке — момент старта II этапа Таллин — Клайпеда.

Большую часть собравшего­ся флота составили яхты ленин­градских яхт-клубов. Как обыч­но, мощный отряд выступал под флагами Эстонии, Латвии и Литвы. Уже не первый год участвовали в гонках москов­ские яхтсмены; на этот раз крейсерский флот столицы представляли экипажи «Торо­са», «Витязя», «Пилигрима» и «Миража». Во второй раз про­бовали свои силы на Балтике дальневосточники. Были гости и с Урала — из Перми. Важной предстартовой новостью стало прибытие десяти зарубежных яхт, направленных на регату клубами Гданьска и Турку (городов — побратимов Ленин­града), а также Гдыни и Хель­синки; их участие придало гон­ке   международный  характер.

Первыми вступили в дело мерители. Главный меритель соревнований В. Лавров с удов­летворением отметил, что наконец-то наметился сдвиг к луч­шему в оформлении меритель­ных свидетельств яхт. Если пе­ред прошлогодней гонкой без замечаний было принято всего лишь одно свидетельство (на московский «Спрей»), то те­перь число безупречно подго­товленных документов дошло до 20. Зимний анализ меритель­ных свидетельств помог вы­явить ошибки и заблаговремен­но предложить капитанам устранить их. Перед стартом контрольный обмер прошли призеры 1976 г., яхты, которые впервые шли на регату, и те су­да, в свидетельствах которых прослеживались явные несоот­ветствия реальным величинам. Были и протесты. На прош­логоднего обладателя Кубка Балтийского моря ленинград­скую яхту «Сольвейг» (II стар­товая группа) был подан про­тест капитаном другой ленин­градской яхты — «Кареджи».

Протест касался величины ночного балла «Сольвейг». Фак­тическая скорость яхты под двигателем оказалась менее предписываемой правилами ве­личины. Одно это несоответ­ствие дало основание увеличить гоночный балл опротестованной яхты, а капитану «Кареджи» — выиграть протест. (Интересно, что зто был едва ли не единст­венный протест за всю гонку, имевший серьезные последствия, а также и то, что, выиграв его, «Кареджи» не стартовала ни в одном из этапов!)

Мерители считают зтот при­мер показательным и совету­ют всем извлечь урок уважения к правилам обмера, обещая в новом году тщательный „пере­обмер" всем, кто того заслужи­вает по замечаниям и преду­преждениям (или просто по установившейся традиции). Хо­чется в этой связи подчеркнуть: очень жаль, что официальные тексты правил обмера имеются в яхт-клубах явно в недостаточ­ном количестве.

marafon2

Впервые в соревнованиях на Кубок Балтики приняли участие яхтсмены из Польской Народной Республики и Финляндии.

Еще одной предстартовой новостью стала измененная раз­бивка яхт на гоночные группы. Перед стартом участники ин­тересовались конкурентами и особенно — новичками гонки, приглядывались к новым судам, интересовались гоночными био­графиями капитанов.

Наибольший интерес вызы­вала финская яхта «Хот стаф» (типа «Фннфая-33»), которую привел из Хельсинки экипаж, укомплектованный сотрудника­ми журнала «Вене» («Лодка»). Об этой пластмассовой яхте, выигравшей, кстати сказать, чемпионат мира 1976 г. в клас­се «3/4 тонны», будет подробно рассказано в одном из ближай­ших номеров, а пока отметим другое. Сами финские спор­тивные журналисты очень заин­тересовались   «Таурусами», которыми им предстояло со­стязаться («Хот стаф» с его гоночным баллом 7,50 м вошел в IV стартовую группу).

О яхтах польской постройки финны слышали много, но хо­дить на них им не приходилось. На предложение устроить при­кидку с пересадкой откликнул­ся экипаж таллинского «Тауруса». Сначала эстонские яхтсме­ны на своей яхте «Вальтер» уверенно обходили гостей, а затем, перейдя на «Хот стаф», не могли угнаться за «Вальте­ром» с финской командой на борту. Гостям из «Вене» «Таурус» понравился: шел он легко, круто к ветру, на руле не ле­жал. А таллинцам пришлись по душе рангоут и паруса фин­ской яхты. И действительно: «Хот стаф» под своими велико­лепными парусами на первом этапе отличился и обошел «Валь­тера», который стал вторым (с   учетом гандикапа). Неизвестно, каким оказался бы ре­зультат всех четырех этапов, останься финский экипаж в числе гонщиков до конца, но журналистов ждали неотлож­ные дела в Хельсинки, и «Валь­тер» в борьбе с остальными 26 соперниками вышел победите­лем.

marafon3

Стартуют «Таурусы

Интересными судами попол­нились и другие стартовые группы. Так, в I группу вошла 16-метровая пластмассовая яхта польской постройки (типа «Конрад-54»)—«Летува», пред­ставлявшая клайпедскнй
«Жальгирис». Конкурентов по ходкости ей трудно было наз­вать. Однако, если балл «Летувы» оказался на верхнем уровне (13,34), то у «Эры» — яхты ле­нинградского клуба «Труд» (типа «Драко») этот показатель был найнизшим (9,76). Отме­тим, что «Эра» несла на пару­сах индекс II группы, в которой она по правилам также имела право выступать.

Прибавилось в первой груп­пе и яхт уже знакомого типа «Арктурус», представлявших Ленинград. Теперь их, вместе с впервые стартовавшим в гонке «Бонном», стало четыре.

Представительные II и III стартовые группы включали в основном яхты отечественной постройки (II и III класс IOR);

здесь соответственно стартова­ло 25 и 24 яхты с гоночными баллами в диапазонах 8,42—9,01 и 7,81 — 8,38 м.

В IV группе (III класс IOR) преобладали «однотонники» польской постройки — типа «Таурус» и суда, близкие им по величине балла (от 7,50 до 8,35).

Новой и самой малочислен­ной была V стартовая группа, составленная из «полутоини-ков» (V класс IOR). В ней вместе с двумя судами поль­ской постройки, стартовавшими на первом этапе, в борьбу включилась яхта «Сухина» из Турку, построенная по проекту Спаркмена и Стефенса. Лишь

она и обыгравшая ее таллин­ская «Аэгна» удачно прошли всю дистанцию: «Вега» из Ри­ги, таллинская «Мари» и клайпедскпй «Зодиак» либо на от­дельных этапах не стартовали, либо не укладывались в контрольное время. Баллы лучших судов этой группы находились в пределах от 6,52 до 6,74 м. Группа катамаранов пополни­лась «Янусом». Построенное в Царипкаве судно нового типа приобрел клуб из Приморска (Ленинградская область), но экипаж «Януса» пришлось воз­главить самому конструктору катамарана рижанину А. Эг-лайсу — у владельцев яхты не оказалось дипломированного яхтенного капитана!

marafon4

Двадцатимильная гонка в Рижском заливе.

Гонка началась 3 июля — в День работников морского и речного флота. Погода подтвердила правильность принятого решения о выносе линии стар­та за Кронштадт, иначе могла бы повториться прошлогодняя история с лакировкой и столк­новениями на Северном крон­штадтском фарватере. С утра шел дождь, шквалило, потом ветер скис, оставив в память о себе мертвую зыбь, а затем пе­ред самым стартом задул от норд-норд-веста. С этим шква­листым ветром участники и на­чали первый этап — от Ленинграда на Таллин через маяк Хельсинки. Им сопутствовали переменные по силе и направ­лению ветра, плотные туманы, затяжные дожди. За Гогландом, где ведущие гонку суда получи­ли 5-балльный норд-норд-ост, отстающие заштилели, из-за че­го не уложились в контрольное время...

Шквалы на первых же ми­лях гонки многим до срока «уб­рали» паруса. И старые, и но­вые. Особенно досталось «Таурусам»: на них не обошлось без поломок спинакергиков! (Думаю, самокритичные гонщики признают, что нам еще не­достает опыта работы со спинакерами в свежий ветер на яхтах с топовым вооружением).

Не пришла в яхт-клуб на Пирите яхта «Свирь», посколь­ку капитан Ю. Романов, заблу­дившись в конце этапа, привел ее «не туда» — в одну из гава­ней Таллинского порта. Рома­нов был снят главным судьей с гонки. Решение правильное, но уместен и вопрос: почему человеку со столь низкой ях­тенной квалификацией был вы­дан капитанский диплом?

Серьезная причина задержа­ла приход на финиш «однотонника» яхт-клуба БМП «Ольга». За Гогландом ее рулевой вдруг почувствовал, что яхта потеря­ла управление — румпель вра­щался независимо от руля. До­статочно было и одного взгляда в ахтерпик: баллер сломан по­полам выше фланца короткой гельмпортовой трубы. Что по­служило причиной поломки мощного,   выточенного из нержавеющей стали баллера — оставалось только гадать! Ко­манда быстро соорудила ава­рийный руль из весел, футшто­ка и трапа, связанных концами, и навесила его на кормовой релинг. С этим рулем «Ольга» и подошла, лавируя, к дамбам в устье Пириты. Экипаж не поже­лал выходить из борьбы: на старт второго этапа яхта вы­шла с соединительной муфтой на баллере, поставленной бук­вально за несколько коротких часов стоянки.

Из Таллина на Клайпеду яхты уходили 6 июня — при 4-балльном ветре с оста и за­тяжном дожде. Одной из по­следних гавань оставила яхта «Алькор» (клуб БМП): на вы­ходе она нашла подводное препятствие, о наличии которо­го предупреждали капитанов еще в Ленинграде, и получила течь ниже ватерлинии; судно пришлось поднять на берег для срочного ремонта.

Не удалось вовремя взять старт и нескольким другим со­ветским и польским яхтам. Во время затянувшегося оформле­ния документов на отход из но­вого, еще не углубленного до нормы бассейна клуба, готовя­щегося стать олимпийским, во­да при сгонном ветре ушла, яхты остались на мели. К это­му времени катеров в клубе не оказалось, поскольку все они уже крейсировали в стартовой зоне. В трудное положение по­пали ленинградские «Витязь» и «Селигер», щецинские «Ор­хидея» и «Москит». Когда вернувшиеся в гавань катера выру­чили их, стартовавшие в 18.00 яхты давно ушли за горизонт... Курс на Клайпеду «потребо­вал» постановки спинакеров. И снова шквалистый, уже 5-балль­ный ветер, одним махом остав­лял иные яхты без парусов.

На этом этапе не только терялись паруса: на тех же «Таурусах» выявилось слабое место в креп­лении рулей — сдавали петли и подпятники. Именно из-за такой аварии сошла с гонки «Россия»; экипажам «Тороса» и «Фрегата», имевших анало­гичные поломки, лишь с трудом удалось достичь Клайпеды. Не повезло и владивостокскому экипажу. Их яхта «Восток» (типа «Былина»), только что принятая в Ленинграде с судо­верфи ВЦСПС, на траверзе Вентспилса потеряла мачту. На «Востоке» не было новичков: суровая школа Тихого океана очень пригодилась яхтсменам на Балтике. Поднятые на гике вместо мачты штормовой стак­сель и подспинакерный стак­сель, ставший гротом, позволя­ли медленно, но верно продви­гаться на Павилосту. Добрав­шись сюда, за шесть часов ра­боты экипаж сумел вооружить обломок мачты и направился в Клайпеду, а здесь отметил День рыбака установкой срочно раз­добытой новой стальной мачты. Вес ее — 300 кг — оказался втрое больше, чем штатной! С этой тяжеленной ржавой махи­ной «Восток» стартовал в двух очередных гонках. Очевидно, при этом приходилось думать уже не о спортивных успехах, а о том, чтобы не уронить чести спортивного флага родного ДВВИМУ им. адмирала Г. И. Невельского!

Прогноз на начало третьего заключительного этапа не пред­вещал ничего доброго, поэтому судьи приняли решение отме­нить курс на маяк Эландс-Сёдра-Грунд и дать гонку пря­мо из Клайпеды на Ригу. На этот раз на дистанции преобладают и гонки крейсерских яхт.

marafon5

Яхты — участники соревнований стали первыми гостями новой олимпийской гавани в Таллине.

Падали крутые курсы при пере­менных по силе ветрах. В Ироенском проливе лидирующие яхты встретил ост. Часто нале­тали шквалы силой до 6. баллов, рулевые держали крутой бей­девинд. После Колки яхты по­лучили 5-балльный зюйд-вест и устремились с ним на Ригу Финиш этого этапа получился наиболее дружным.

И наконец, четвертая гонка по замкнутой трассе: всего 21 миля по генеральным курсам треугольника!   И   снова дует крепкий ветер, идет уже став­ший привычным дождь. Риж­ский залив встретил яхты крутой волной. Шквалы от разных румбов прибавляли этой корот­кой гонке остроты. Положение одних   экипажей   эта схватка улучшила, другим, наоборот, ее результат не принес успеха. Но все участники дружно назвали четвертую гонку тяжелой. Ха­рактерно, что на последней пря­мой почти никто не ставил спи­накера, хотя ветер был попут­ным.  За  этим  стоял трезвый расчет:  если  исход четвертой гонки не мог серьезно изменить суммарный   результат,   риско­вать парусами в сильный ве­тер уже не хотелось. Вот если бы гонки оценивались с учетом коэффициента сложности — тогда другое дело! Но о коэффициентах много говорили до стартов, а потом все-таки отка­зались от них...

Решение, скажем прямо, не­правильное. Состязание крейсерщиков на Балтике уже пере­растает рамки всесоюзного пер­венства, становится междуна­родным. И тем более во всем следует придерживаться обще­принятых правил, по которым коэффициент сложности обяза­тельно вводится. Привыкать к международным правилам и учитывать их детали мы обяза­ны еще и потому, что представ­ляем страну Олимпийской па­русной регаты-80 — большого праздника, частью которого бу дут и гонки  крейсерских яхт.

Уровень судейства — тема особая. Яхтсмены благодарны энтузиастам, ежегодно прини­мающим на свои плечи большую ответственность по судейству наших гонок. Но число экипа­жей год от года увеличивается. И сами судьи, сознавая, что в росте популярности крейсер­ских гонок есть немалая их заслуга, искренне радуясь этому, не только чувствуют, что судить соревнования становится все сложнее, но и отлично видят, что организационная сторона дела уже начинает хромать.

Судейской бригаде необхо­димо более быстроходное судно, чтобы успевать за яхтами и прежде всего — за катамара­нами. Большую пользу принес­ла бы надежная связь судейско­го судна с берегом; она позво­лит, например, контролировать выход яхт в предстартовую зону и информировать судейскую коллегию о задержках и слу­чайностях, подобных тем, какие имели место в Таллине. На вре­мя старта местные яхт-клубы должны безотказно обеспечи­вать судей связными катерами. На финише также следует иметь контрольно-связные кате­ра, которые в случае надоб­ности могли бы прибуксировать в гавань яхты, нуждающиеся в этом, снять с мели суда, на которых двигатели опломбиро­ваны. Кстати, на последних этапах минувшей гонки часть судов с разрешения судей до старта и после финиша двига­тели использовала. Думается, что в этом отношении следует придерживаться единого прави­ла: ходить без пломб. Включил двигатель на дистанции — вы­ходи из гонки. Яхтсменам мож­но и нужно верить!

В большинстве стран двига­тели в крейсерских гонках не пломбируют. Капитаны же, пы­тающиеся улучшить свое поло­жение с помощью двигателя, ди­сквалифицируются — и не на одну гонку, а на большой срок. Стоило бы и нам, к примеру, внести в положение о соревно­вании пункт о дисквалифика­ции всего допустившего нечест­ность экипажа минимум на три сезона с приданием поступка гласности (это предложение внесли сами яхтсмены).

marafon6

Острая борьба продолжалась до по­следней секунды гонки.

Не по душе участникам со­ревнований пришлась и спешка в день закрытия гонок. Был скомкан ритуал награждения. Призеров среди экипажей ката­маранов объявили ошибочно. Даже на следующий день после спуска флага секретариат все еще корректировал таблицу ре­зультатов. Такое положение недопустимо!

Высказывали яхтсмены и такое пожелание устроителям гонок. Пусть не призы, а хотя бы скромные сувениры, но стои­ло бы вручать экипажам, за­нявшим вторые и третьи места в группах. А поскольку основ­ная часть призов является пе­реходящими и на яхтах в па­мять об удачном выступлении ничего не остается, не лишним было бы и вручение небольших памятных досок для установки их в каютах судов-призеров. (Когда-то такая традиция бытовала, ее неплохо бы воз­родить!)

Легких дорог к победе нет. Как известно, упорный труд экипажа еще до выхода в гон­ку — по подготовке к ней судов играет важнейшую роль. Пом­нится, в одной из гонок в Поль­ше в дни Операции парус-74 ленинградский «Варяг» бу­квально разваливался на ходу. Этого следовало ожидать — яхта только что вышла с верфи ВЦСПС, продукцию которой давно уже не отличает высокое качество. На этот же раз «Ва­ряг» лидировал и победил в своей стартовой группе. И гово­рим мы об этом, чтобы подчеркнуть не только спортивное мастерство экипажа, но и ог­ромную проделанную им рабо­ту: яхтсмены почти полностью перебрали корпус «Варяга», сменив даже килевую балку. Всех дел, поднятых экипажем капитана И. Дементьева, не пе­речислить!

marafon7

Клайпеда. Финиширует победитель гонки среди «полутонников» - с экипажем под командой капитана В. Гирса.

«Нева» (из того же клуба «Труд») прежде финиширова­ла, как правило, в числе замы­кающих I группу. На этот раз старая яхта стала четвертой, пропустив вперед лишь экстре­мальные суда типа «Драко» и «Арктурус». Новую жизнь вдох­нули в видавшее виды судно великолепные мастера, которых вывел на гонку капитан В. Модин: «Нева» пошла замечатель­но. И теперь лидеры оглядыва­ются на нее с опаской, ведь го­ночного мастерства ее рулевым тоже не занимать!

Блеснули и ленинградские парусные мастера, особенно — капитан победившей во II стар­товой группе «Чайки» А. Коно­валов. Изготовляя великолепные паруса другим, на этот раз он сшил и на свою «Чайку» ком­плект ничуть не хуже! Когда его спросили: «Анатолий, чего тебе не хватает, чтобы ходить еще лучше?» — он ответил: «Приборов!»

Вплотную к призерам этой группы приблизилась «Были­на»: у нее 4-е место. Неплохие результаты показали и другие новые суда типа «Былины». У гонщиков с этих яхт пока еще нет единого мнения об их достоинствах и недостатках, но все в один голос критикуют низкое качество исполнения корпусов и плохо сшитые пару­са. На устранение брака судо­верфи ВЦСПС уходит не один год!

Три первых места среди «Таурусов» — у представителей клубов Прибалтики. Лучшая яхта IV группы — «Вальтер» капитана Т. Сеппера из Талли­на (ДСО «Калев»). О ней уже упоминалось. Уместно будет только добавить, что и на ее подготовку умельцы из экипа­жа затратили немало времени. Только дополнительных лебе­док, сделанных собственными руками, установлено шесть штук! «Вальтер» оснащен и но­вой мачтой из алюминиево-магниевого сплава.

Польскую Народную Рес­публику представляли девять яхт. Лучшим их результатом стало 8-е место «Витязя-И» из Гдыни; вел эту яхту капитан Е. Косаковский. К сожалению, польские клубы не послали на Кубок Балтики такие свои зна­менитые яхты, как «Огар» и «Карфи» с экипажами, у кото­рых есть чему поучиться. (Не менее известный польский «Таурус» «Левантер» стартовал лишь в третьей гонке и высту­пил неудачно).

marafon8

Победитель соревнований в IV стартовой группе — «Вальтер»

В I гоночной группе «Эре» (капитан Г. Лобыничев) так и не нашлось конкурентов. От «Альбатроса», занявшего 2-е место, ее отделило 31,7 очка, тогда как разрыв по очкам в результатах экипажей, занявших последующие места, совсем невелик.

Как и ожидалось, отличную скорость показала самая круп­ная из участвующих яхт — «Летува». На всех этапах она не­изменно приходила первой сре­ди килевых яхт. Лишь катама­раны опережали ее, но в третьей и четвертой гонках и им не удалось догнать эту литовскую яхту, ведомую экипажем во главе с капитаном О. Кубилюнасом. «Летува» четырежды финишировала с большим отры­вом от своих соперников по I группе, однако этих отрывов оказалось недостаточно, чтобы компенсировать неблагоприят­ную разницу в гоночном балле: так получилось, что по «исправ­ленному времени» быстрейшая из яхт в число победителей не вошла (капитану О. Кубилюнасу был вручен Хрустальный кубок редакции за наивысшую абсолютную скорость).

marafon9

В IV группе яхт доминировали яхтсмены из прибалтийских республик. На снимке капитаны яхт Т. Сеппер, Б. Жумбакис и Я. Золтнерс, награжденные дипломами Спорткомитета.

Первую группу мы выдели­ли как пример: здесь особенно разителен разрыв в гоночных баллах яхт-участников, а са­мих яхт было мало (тем более, что всю дистанцию прошло только 10 судов из 13). Теперь отметим другое. Это — самые большие и ценные яхты, ко­мандуют ими опытнейшие ка­питаны, однако бросается в гла­за, что только пятеро из них имеют звания мастеров спорта.

marafon10

Картина эта не изменяется уже ряд лет, на повышение спор­тивных званий в дальнейшем рассчитывать не приходится. Сходное положение и у капи­танов в группе катамаранов. Бесперспективной в квалификационном плане долгое время, видимо, будет оставаться и группа «полутонников». Гон­щики этих групп борются на дистанции с полной отдачей, проявляют волю к победе и спортивное мастерство, однако лишены стимула, признанного в любом виде спорта.

Чтобы спортивные заслуги оценивались по справедливости, стоит пересмотреть положение о присвоении званий гонщи­кам на крейсерских яхтах. Сло­во   за  Федерацией парусного спорта СССР!

Вот уже и седьмая по счету гонка крейсерских яхт на Бал­тике стала историей. Она обога­тила опыт отечественных морских парусных соревнований, показала десятки примеров высокого искусства яхтсменов, их преданности и любви к труд­ному и благородному спорту. Восьмая гонка не за горами. Пусть же она будет еще увле­кательнее!

Сильных конкурентов вам, друзья, и отличного ветра!

Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo