.

Вы здесь

«Тюлень» из стеклоцемента

«Тюлень» из стеклоцемента

04.04.2013 Автор: 0 10902

А. Д. Безбородько «Катера и яхты» №5 (69) сентябрь-октябрь 1977г

 

«Тюлень» из стеклоцемента

 

С того момента, как в № 26 сборника (1970 г.) я прочел статью о «неторопливых» лодках и увидел «Тюленя» на цветной вклад­ке, вопроса «что строить» не су­ществовало.

Однако начать постройку катера я смог только в 1973 г. Шпангоуты, киль и форштевень заранее сделал дома из сосновых досок, а в начале лета во дворе собрал весь набор вверх килем. Затем обшил корпус узкими полосами трехслойной строительной фанеры, которую предварительно с обеих сторон про­питал горячей натуральной олифой. Чтобы будущая стеклоцементная оболочка имела лучшую связь с на­бором, в шпангоуты (через фанеру) ввинтил шурупы, — так, чтобы их го­ловки выступали на 4—5 мм.

На эту обшивку уложил первый слой стеклоткани, предварительно покрыв фанеру эпоксидным клеем. Стеклоткань эпоксидным клеем не покрывал, чтобы следующий ее слой, уложенный уже на цементном клее, имел с первым слоем лучшую адге­зию.

После затвердевания смолы при­ступил к формованию самой стеклоцементной оболочки, технология изготовления которой хорошо описана в книге братьев Бирюковичей «Мел­кие суда из стеклоцемента и армоцемента» («Судостроение», 1964 г.). Цемент использовал глиноземистый, марки «400». Стеклоткань была раз­ных сортов. Цементный клей нано­сил широкими жесткими половыми щетками. Всего ушло 170 кг цемента и около 180 м2 стеклоткани. Работали вдвоем несколько дней подряд (корпус на ночь накрывали чехлом, сшитым на швейной машин­ке из полиэтиленовой пленки). После полного затвердения цемента последний слой стеклоткани нанесли, применяя в качестве связующего эпоксидную шпаклевку. Толщина днища получилась около 10 мм, бор­тов — 8 мм. Форштевень и киль за­щищены стальной полосой.

Как и у всякого студента-вечер­ника, лето у меня короткое, поэто­му в тот год строительство дальше не продвинулось. В перевернутом виде корпус простоял под снегом всю зиму. Весной поставили лодку на ровный киль. Вид у нее был пла­чевный. Фанера в носу и корме сгни­ла, обшивка хлопала по привальным брусьям.

Сгнившую фанеру удалил, об­шивку прикрепил на эпоксидном клее и шурупах к привальному брусу. Снял также фанеру вдоль резенкиля и там, где накапливалась дождевая вода. Палубу и рубку об­шил шестислойной строительной фа­нерой, затем обтянул марлей на лаке.

Только в середине июля 1976 г. был произведен торжественный спуск катера на воду и проведены его всесторонние испытания. Под «Москвой-12,5» с «грузовым» вин­том скорость оказалась маловата — 11 км/ч. Винт слишком тяжел, пол­ных оборотов мотор с ним не разви­вал. С мотором, навешенным на кронштейне, катер идет с неболь­шим дифферентом на корму.

А в общем получилось красивое, удобное и комфортабельное судно. В дальний поход на нем можно отправиться впятером. На ночь обе койки в каюте соединяются вставкой из фанеры и получается диван на всю ширину лодки, на котором мо­гут устроиться на ночлег три или даже четыре человека. Еще два спальных места можно оборудовать в кокпите под тентом.

Я очень доволен мореходностью «Тюленя». На плесы Оки выхожу на нем при любом ветре.

Мне кажется, что изготовление стеклоцементной оболочки на набо­ре имеет ряд преимуществ по Сравнению с постройкой корпуса на бол­ване. Здесь и большая жесткость и прочность корпуса благодаря набо­ру; не тратится труд (и материалы) на изготовление болвана; к набору удобнее крепить внутреннее обору­дование, на нем всегда можно вос­становить обшивку.

Правда, деревянный набор будет гнить под стеклоцементом, но этого можно избежать, применив для набора вместо дерева металл, а вмес­то фанеры пенопласт.

tulen1

tulen2-small

Катер «Тюлень» водоизмещающего типа

Проект «КЯ» разработан инж. Д. А. Курбатовым, опубликован в № 4 (26) за 1970 г., а также в книге «75 проектов судов для любительской постройки» («Судостроение», 1974 и 1975 гг.).

Корпус катера обшивается доской или рейками толщиной 20 мм на гнутых или натесных шпангоута.

Основные данные:

Длина наибольшая,    5,92 м

по КВЛ,     5,26 м

Ширина наибольшая,      1,90 м

Высота борта на миделе,     0,91 м

Осадка,    0,40 м

Водоизмещение,     1,16 т

Мощность двигателя,     10—30 л.с

Скорость с «СМ-557Л» (13,5 л. с).     14 км/ч

Boatportal.ru

logo