Добавить в избранное | Сделать стартовой  
Форум  
  Обсуждаем и общаемся
Реклама на сайте  
  Для магазинов и производителей
Новости
  Новости мира катеров и лодок
Мастерская
  Информация для судостроителей
Проекты катеров и лодок
  Строим катер сами
Статьи и обзоры
  Читаем и запоминаем
Оборудование
  Все, что всегда пригодится
Лодочные моторы
  Моторы от производителей
Рыбалка и охота
  Для любителей природы
Книжная полка
  Интересно и полезно почитать
Законодательство
  Нормативные акты, лекции
Полезное
  Файлы, программы и прочее
Доска объявлений
  Покупка/продажа
Связь с администрацией
  Написать сообщение
 
 
Рекомендую
Главная Статьи и обзоры
 

Юбилей московских яхтсменов

 

«Катера и яхты» №5 (69) сентябрь-октябрь 1977г.

 

Юбилей московских яхтсменов

ubiley

В столице до открытия канала Москва — Волга парусного спорта не было. Правда, отдельные энтузиасты из Водно-моторного клуба им. Баранова, со спасательной станции ОСВОДа и из Дома ученых плавали по тихой и узкой Москве-реке, прямо напротив ЦПКиО, на самодельных швертботах (и даже яхте), но общее количество этих разнокалиберных судов колебалось в пределах трех — восьми, ни о соревнованиях, ни о дальних походах не могло быть и речи.

1937 год. Заполнены водой чаши водохранилищ, портом пяти морей стала сухопутная раньше Москва. И вот уже первый, одинокий пока, парус появился на Клязьминском водохранилище: это швертбот «Норд», управляемый энтузиастами парусного спорта Р. Шапошниковым и Г. Кравцем.

В июле пришло пополнение: ленинградцы организовали поход целой эскадры судов для усиления флота столицы. Через Великие озера и Мариинскую систему в Москву пришли 10 швертботов, из них Ь — класса М20 и 2 — РЗ. (В числе сопровождав­ших эскадру был радист Константин Александров, ныне заслуженный ма­стер спорта и многократный чемпион страны.) Часть этих швертботов оста­лась в гавани стадиона «Динамо» в Химках, а остальные были переведе­ны в красивую бухту на Клязьминском водохранилище. Здесь поставили плот, разбили палатки, а в фанерной будке на самом берегу поселился ста­рый матрос Савельевич, который и представлял собой весь штат ново-созданной парусной базы ЦВМК им. Баранова.

В конце того же 1937 г. удалось провести первые две гонки: на пер­венство Москвы (с пересадкой рулевых; первым чемпионом столицы стал Борис Распопов) и на приз закрытия сезона. В соревнованиях участвовало по 18 экипажей, составивших три по­луфинала и финал.

ubiley2

Через год наш флот насчитывал уже около 100 швертботов. Впервые соревнования проводились не только на Клязьминском, но и на Химкин­ском водохранилище: многочислен­ные зрители, расположившись на удобных трибунах водного стадиона, с интересом наблюдали за новым для москвичей зрелищем!

Первая московская регата (1938 г.) привлекла уже значительное количе­ство яхтсменов, стартовавших на швертботах трех классов: М20, Р20 и Ш10. Принято говорить — «они были первыми». У нас были первыми: И. Морозов, В. Делакур, Е. Сахаро­ва, Г. Кравец, Б. Распопов, В. Буссель, И. Лавров, Н. Григорьев, Ю. Хи-тун, О. Короленко, Л. Сухов, Г. Алексенко-Сербина, братья Б. и М. Лобач-Жученко, А. Гужаловский, Н. Лисиер.

Все более яркое и красочное зре­лище представляли парады яхт в дни праздников. Рос флот, росло и мастерство рулевых: в 1939 г. яхтсмены столицы впервые принимали участие в соревнованиях на «чужой воде» — в Горьком и Архангельске. Экзамена­ционная комиссия при городском ко­митете физкультуры за один тот год выдала права яхтенных рулевых бо­лее чем 20 новичкам. На Клязьминском водохранилище появились уже настоящие яхт-клубы — «Спартак», «Водник», «Буревестник»: было по­строено здание базы ЦВМК. К по­следней довоенной навигации в Мо­скве число вымпелов превысило 200; свыше 500 человек регулярно занима­лось парусом. Среди яхтсменов мож­но было встретить представителей разных профессий: композиторов А. Голубенцева и И. Морозова, художника Г. Нисского, писгтеля А. Не­красова, инженеров  В.  Фарского и М. Генодмана, студентов, рабочих московских заводов, служащих нар­коматов. Все свободное время энту­зиасты отдавали любимому спорту.

22 июня 1941 г. известие о начале войны яхтсмены встретили во время соревнований на первенство Москвы. Закончив гонки, необычайно серьез­ные вернулись в уже затемненный родной город. Суровые рукопожатия, прощание. Многим не суждено было вернуться.

По яхт-клубам, оказавшимся в прифронтовой зоне, был отдан при­каз — уходя, уничтожить имеющийся флот. Но и в этих грозных условиях удалось сохранить несколько яхт. Дя­дя Миша, как называли в «Воднике» боцмана М. Д. Бегунова, отвел люби­мые лодки в непроходимую чащу и там запрятал, паруса и снасти акку­ратно завернул и закопал...

Закончилась победой битва за Мо­скву, откатился на запад фронт, и вскоре снова началась спортивная жизнь на берегах водохранилищ. В 1943 г. в отдельных яхт-клубах проводились соревнования, а в следующую навигацию уже разыгрыва­лось женское первенство столицы: в финал его вышло 18 яхтсменок (сре­ди них Л. Генфер, Л. Залесская, М. Козинцева, О. Короленко). В «Бу­ревестнике» под руководством Д. Зво­рыкина начала заниматься парусом группа школьников. Несколько позд­нее детские группы удалось органи­зовать в яхт-клубах «Труд» и «Вод­ник». Парусный спорт определил и будущее многих молодых яхтсменов. Так, в 1943 г. большая группа мо­сквичей уехала на учебу в Одесское высшее мореходное училище (из этой группы Ю. Ацеров и Ю. Забусов ны­не занимают руководящие должности в министерстве морского флота, Ю. Федоренко стал полярником).

В 1945—1946 гг. флот пополнился рядом крейсерских швертботов и яхт. Уже отряды судов стали уходить в дальние плавания — на Угличское и Рыбинское водохранилища. Один за другим появлялись суда новых клас­сов: швертботы — быстроходные Р2 ч огромные Р45, килевые яхты ЛЗ, «Звездники» и «Драконы»; на смену неуклюжей одиночке Ш10 пришел но­вый швертбот «Олимпию».

ubiley3

С первой же послевоенной нави­гации московские яхтсмены стали успешно выступать во всесоюзных соревнованиях; с тех пор уже 11 раз они побеждали в командном зачете на Чемпионатах СССР, уступив по­беду только трижды. В первенствах Москвы регулярно участвовали коман­ды уже пяти-шести клубов.

Широко развернулась работа пере­оборудованной в эти годы базы ЦВМ К, руководимой ныне заслужен­ным мастером спорта П. А. Леонтьевым, спортклуба ВМФ и яхт-клуба «Труд». В 60-х годах в новые совре­менные здания переехали парусники «Труда», «Авроры», «Водника» и ЦСК ВМФ. В 1976 г. новоселами стали и яхтсмены «Спартака». У москвичей появились просторные учебные классы и кают-компании, большие и удобные эллинги, оборудованные слипами и кранами гавани. Все это способство­вало развитию нашего парусного спорта. На всю страну стали известны имена таких московских яхтсменов, как Т. Пинегин, К. Александров, Л. Гуманков, Е. Сахарова, Е. Архан­гельская, А. Чумаков, Ю. Шаврин, М. Козинцева, М. Синягина, И. Чернаенко.

ubiley4

В Москве работают четыре дет­ские спортивные школы. Ежегодно в День Победы ребята младшего возраста разыгрывают приз Центрально­го телевидения, гоняясь на пруду у Останкинской телебашни.

За последнее десятилетие вырос и окреп отряд крейсеристов. Такие опытные яхтсмены, как Б. Лобач-Жученко, Д. Федосеев, Е. Смирнов, Н. Парахони, сумели сплотить силь­ный коллектив. В дальних спортивных плаваниях уже не только по водохра­нилищам канала н Волги, но и по Белому, Черному и Балтийскому мо­рям повышается мастерство москов­ских яхтенных капитанов. До 50 яхт участвуют в ежегодных маршрутных гонках Дубна — Углич — Череповец. Тесны стали плесы подмосковных водохранилищ: первенство города на крейсерских яхтах вот уже пятый год проводится на Онежском озере.

ubiley5

Сегодня в гонках участвуют дети и внуки многих наших ветеранов. За­щищает честь страны олимпиец Вла­димир Леонтьев — внук П. А. Леон­тьева. Выступают в крейсерских гон­ках Николай и Александр Суховы. В классе М гоняются дочь Р. Ша­пошникова и дочь Р. Кравкова, в «470» — сын Ю. и М. Зарословых...

За 40 лет, прошедших со дня за­полнения водохранилищ, проведено 29 Московских парусных регат. Око­ло 200 судов принимают старт в тра­диционной Майской регате яхт-клуба «Водник». Такими же массовыми яв­ляются соревнования, посвященные открытию и закрытию навигации, гонки юношей в честь начала и окон­чания учебного года; поздней осенью, после октябрьской гонки «Осенний ветер» начинается подготовка к буер­ному сезону.

Навигационный период на водо­хранилищах продолжается пять и бо­лее месяцев, что позволяет проводить хороший тренировочный цикл. Это немало способствует тому, что яхт­смены столицы уверенно занимают призовые места в Первенствах стра­ны, на Балтийской и Черноморских регатах, успешно выступают за рубе­жом. В числе Олимпийских медали­стов москвичи Т. Пинегин и Ф. Шутков, А. Балашов, В. Потапов. Прино­сили зачетные очки советской коман­де А. Шелковников и В. Пнльчнн, В. Леонтьев и В. Зубанов, Б. Будни-ков с В. Замотайкиным и Р. Галимовым.

ubiley6

Вступая в пятое десятилетие своей истории, московские парусники гото­вятся к новым стартам, среди кото­рых самым ответственным будет уча­стие в Олимпийской регате 80-го года.

 
 

При полном или частичном использовании материалов данного сайта, ссылка на сайт "boatportal.ru" обязательна как на источник информации.

Автоматический импорт материалов и информации с сайта запрещен.

Условия копирования материалов
Размещение статей