boatportal_700x125.jpg

Вы здесь

Обзор соревнования на прогулочно-туристских судах

Обзор соревнования на прогулочно-туристских судах

01.04.2013 Автор: 0 9611

«Катера и яхты» №5 (69) сентябрь-октябрь 1977г.

 

„ЗВЕЗДНЫЙ" поход советских водномоторников

 

29 ИЮЛЯ ЮБИЛЕЙНОГО 1977 ГОДА В ЛЕНИН­ГРАДЕ У БОРТА ПРОСЛАВЛЕННОГО КОРАБЛЯ РЕВО­ЛЮЦИИ КРЕЙСЕРА «АВРОРА» ФИНИШИРОВАЛИ КОМАНДЫ ВОДНОМОТОРНИКОВ ИЗ МНОГИХ ОБЛА­СТЕЙ НАШЕЙ СТРАНЫ. ЗАВЕРШИЛОСЬ МНОГОДНЕВ­НОЕ СОРЕВНОВАНИЕ ПО ДАЛЬНИМ СПОРТИВНЫМ ПЛАВАНИЯМ, ПОСВЯЩЕННОЕ 60-летию СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА.

ЗА ПОБЕДУ БОРОЛИСЬ 27 ЭКИПАЖЕЙ ИЗ 10 ГО­РОДОВ.

СУДЕЙСКАЯ КОЛЛЕГИЯ ПРИЗНАЛА ПОБЕДИТЕ­ЛЕМ КОМАНДУ ГОРОДА ТОЛЬЯТТИ — КАПИТАН А. И. ИВАНОВ. НА ВТОРОМ МЕСТЕ—КОМАНДА ЛЬВОВА (В. Ф. ПИСКУНОВ), НА ТРЕТЬЕМ — МОСКВЫ (Б. А. ФОЧЕНКОВ). СПЕЦИАЛЬНЫМ ПРИЗОМ ЗА ВОЛЮ К ПОБЕДЕ НАГРАЖДЕНА КОМАНДА ЯКУТСКА.

ВОДНОМОТОРНИКИ ВОЗЛОЖИЛИ ЦВЕТЫ НА ПЛОЩАДИ ЖЕРТВ РЕВОЛЮЦИИ И ПИСКАРЕВСКОМ МЕМОРИАЛЕ, УЧАСТВОВАЛИ В ПРАЗДНОВАНИИ ДНЯ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР.

pohod

Этим интереснейшим и необычным соревнова­нием на прогулочно-туристских судах возрождена забытая традиция 30-х годов, восходящая к истокам нашего водно-моторного спорта.

Полувековая история советского водно-моторного спорта ведет начало от первых соревнований нескольких «разно­шерстных» катеров на Москва-реке в 1926—1927 гг. Даже в 1928 Г., когда впервые водно-моторные гонки были вклю­чены в календарь всесоюзной Спартакиады, участвовало в них немногим более 20 судов, настолько не похожих одно на другое, что пришлось разделить их на четыре класса. (Вызывают улыбку мощности и скорости победи­телей: в младшем классе судов с подвесными моторами — 9,75 км/ч, в старшем классе с автомобильным двигателем до 105 л. с. — 36,7 км/ч).

Сделать по-настоящему спортивными гонки резко отли­чающихся по ходовым качествам совершенно случайных судов было сложно. С другой стороны, тогда уделялось очень большое внимание агитационно-прикладному значе­нию технических видов спорта: появление быстроходных катеров на бесчисленных реках и озерах страны должно было активно пропагандировать идею овладения техникой, способствовать транспортному освоению голубых дорог. Этим и было продиктовано появление одновременно с гон­ками на короткой трассе различных новых форм соревно­ваний. Проводились маршрутные гонки на дистанции 30— 100 км, многодневные спортивные походы и эстафеты, послужившие хорошей базой и для возникновения -«чистого» водно-моторного спорта (с появлением подвесных мото­ров), и для развития отечественного катеростроения.

В 1928 г. Московский водно-моторный клуб «Автодора» организовал первый «звездный» поход: водномоторники Москвы, Белозерска, Ярославля, Костромы, Казани и Пензы (10 катеров), двигаясь по заранее согласованным графикам, одновременно пришли в Нижний Новгород. Пла­вание это вызвало большой интерес жителей Поволжья, широко освещалось в печати тех дней.

Следующим летом подобное плавание с центром звезды в Нижнем Новгороде было повторено. На этот раз успешно финишировало уже 13 судов, причем 3 из них были глис­серами новейшей постройки. Наивысшую среднюю скорость 38 км/ч продемонстрировал построенный ЦАГИ глиссер с воздушным винтом. Началась «эпоха» глиссеров, во мно­гом способствовавших развитию и авиации, и «москитного» флота.

В 30-е годы проводились интереснейшие испытательно-агитационные походы Нижний—Чебоксары—Нижний, Москва — Астрахань. В 2000-километровом плавании по Волге убедительно продемонстрировал возможности сове­тской техники реданный 4-местиый глиссер «НКЛ-17» с «ГАЗ»овским двигателем и водяным винтом.

Участники походов не ограничивались только показом достижений промышленности — они вели и большую поли­тическую работу: выступали с докладами, концертами. Московские водномоториики посвятили свой поход 1937 г. первым выборам в Верховный Совет СССР.

В послевоенные годы водно-моторный туризм и, в част­ности, дальние спортивные плавания на моторных лодках стали увлечением многих тысяч водномоторников. Совер­шаются трансконтинентальные переходы Петропавловск-Ленинград. Никого уже не удивляют плавания из Москвы до всех тех пяти морей, портом которых стала столица. Ежегодно оформляют звания мастеров спорта покорители сложнейших маршрутов. Однако традиция организации массовых звездных походов, которые имели бы и общест­венно-политическое звучание, оказалась несправедливо за­бытой.

Центральный морской клуб ДОСААФ СССР и Комиссия многодневных соревнований Федерации водно-моторного спорта страны проявили ценную инициативу. Мотолодки с названиями многих городов на борту прошли в общей сложности десятки тысяч километров. Проведено немало встреч с ветеранами Революции. Молодые досаафовцы по­бывали у памятных мест — свидетелей революционной и боевой славы нашей Родины, проводили беседы, посвящен­ные новой Конституции и 60-летию Советского государства. Их гостеприимно принимал город Ленина — колыбель Ве­ликой Октябрьской революции.

Boatportal.ru

logo