Вы здесь

Главная
» Статьи и обзоры » Моторки Охотском в море

Моторки Охотском в море

Моторки Охотском в море

22.03.2013 Автор: 0 9596
Facebook Twitter Google+ Pinterest

В. И. Ситников «Катера и яхты» №4 (68) июль-август 1977г.

 

Моторки Охотском в море

 motorki

Ход у нас плохой — лодки перегружены. Когда «Крым» поднимает на гребне волна, удается рассмотреть на траверзе «Прогресс» — нашу вторую лодку. Надо искать пристанище. На Охотском море с утра, как правило, хорошая погода, но уже к 14 часам ветер разводит такую волну — хоть выбрасывайся на берег. А это не так просто — накат огромный, лодка (без преувеличения) встает вертикально. Одна волна выбрасывает суденышко на берег, а вторая тут же нависает над тобой огромной серо-зеленой глыбой. Тут не зевай — лодку вмиг утащит в море. Укрыться можно в небольших речушках (для катеров они мелковаты, а для наших лодок в самый раз). Пускаясь в такое плавание на моторках, надо тщательнейше изучить побережье, наметить места аварийных стоянок, ориентиры — на волнении попробуй разгляди устье речки, часто похожей на ручей. Другая опасность уже на реке — «усы» — наносный песок по кромкам фарватера (их можно определить по бурунам). Здесь легко потерять винт, особенно в отлив.

Ближайшее укрытие—запив Большая Мопта. По нашим сведениям, там на западном берегу селение (магазин, пекарня, баня). Находим бухту легко, причаливаем... и вносим поправку в свою «лоцию» — на западном берегу живет одинокий якут, промышляющий охотой и рыбной ловлей. А мы рассчитывали заправиться здесь бензином...

Ничего не поделаешь — надо идти до поселка в устье р. Иня. Вот мы уже хорошо видим поселок, но никак не можем отыскать проход в песчаной косе — берег спивается в сплошную полосу. Наконец находим русло. Идем в кильватер. На «Прогрессе» видят, как идущий впереди «Крым» «ныряет» на баре (зрелище не из приятных!) и берут вправо. Вскакиваю и машу руками — они идут прямо на «усы». «Прогресс» пытается опять пристроиться в кильватер, но время упущено — мы по одну сторону бара, они по другую. Пока «Прогресс» маневрировал, его развернуло бортом к волне, еще момент и... Позже наши коллеги на «Прогрессе» говорили, что сами не знают, как выкрутились. Пройти бар им удалось только со второго захода.

На ночь становимся на косе рядом с поселком. Всю ночь мимо нас проносились местные жители на «Казанках». Стали мы свидетелями происшествия, едва не закончившегося трагически. Заглохла «Москва-30» на «Казанке». Лодку сносило мимо нас по течению, а водитель пытался запустить двигатель. Наконец «Москва» взревела, незадачливый водитель (очевидно, не поставивший двигатель на «нейтраль») вылетел за борт, и неуправляемая «Казанка» стала описывать вокруг него круги. Потерпевший во все горло звал на помощь. Пока мы пытались столкнуть наши суда на воду, в «Казанке» проснулся напарник водителя, ухватился за румпель и причалил к берегу, а проходившая мимо лодка подоб­рала потерпевшего.

Утром выходим в море и берем курс на Охотск. Предстоит пройти около 70 миль. Ветер все усиливается, на гребнях воли проявились барашки, а к берегу не по­дойти—в полосе прибоя лед. Середина июня... Идем вдоль ледяной кромки, которая белыми языками ухо­дя от берега, заставляет нас брать все мористее. А ве­тер крепчает. На «Крыме» глохнет мотор, залитый вол­ной. Попытки завести его ни к чему не приводят, и «Прогресс» берет нас на буксир. Обходить льдины ста­новится еще труднее. Наконец замечаем сравнительно свободную ото льда бухточку с палаткой на берегу. Выбрасываемся на берег, благо накат небольшой. Ка­кое блаженство очутиться в палатке, рыбаков возле раскаленной до красна железной печки!

С утра мы снова в море. Курс на Охотск. Дошли до него примерно за час, бар преодолели довольно легко — шли за катером какого-то местного жителя. Поднимаемся вверх по р. Кухтуй, благо осадка лодок позволяет входить в нее даже в отлив. Причаливаем к пирсу, нас окружают местные жители, многие не ве­рят, что мы своим ходом пришли из Магадана. Запра­вились бензином, передохнули и снова в путь. Курс — на поселок Улья на одноименной реке. Вышли из Охотска часа в три, а к Улье подошли уже в сумерках. Ищем устье реки — и не обнаруживаем. Значит проско­чили. Возвращаемся, стараясь держаться ближе к бе­регу, и периодически пробуем на вкус воду — все время горько-соленая. Но вот цвет воды изменился, пробуем — пресная. Значит близко устье. Так и есть, замечаем баржу на якоре и в тусклом свете закатыва­ющегося солнца идем в Улью. Входить в устье с моря нужно умело — надо пройти три основных волны, об­разующихся при слиянии морской воды с пресной, и не угодить в пресловутые «усы».

«Крым» «съезжает» с крутой волны, и тут же мотор начинает работать с повышенной нагрузкой — сильное речное течение. Сзади слышим крики, оглядываемся — «Прогресс» стоит боком к волне. Следующая волна кладет его на левый борт. С трудом экипажу удается поставить лодку на ровный киль и, пока не набежала следующая волна, выпутаться из усов и уйти в море. Ошибка прежняя— не шли в кильватер, взяли левее и выскочили на косу, через которую с ревом перекатыва­лись волны. А тут заглох мотор, и лодка стала неуправ­ляемой. Хорошо еще между набегами воли был срав­нительно большой промежуток и они успели запустить двигатель.

Итак, мы крутимся по одну сторону бара, они — по другую. Солнце скрылось за горизонт, и наступила та­кая темнота, что не видно рыма на лодке. А наши суда ходовыми огнями не оборудованы. Делать нечего — вы­ходим в море. Держим курс на баржу. Не доходя до нее метров 300, замечаем наш «Прогресс», сигналим фонариком. Разворачиваемся и снова идем в Улью. Те­перь «Прогресс» следует за нами, как привязанный.

В Улье застряли надолго: очень сильный ветер с моря — «Сахалин», как зовут его местные жители. Про­сушиваем снаряжение, осматриваем моторы.

18 июня ветер стих, вышли в 6 утра. Лодки идут параллельными курсами, «Прогресс» ближе к берегу, мы — мористее. На фоне берега лодка очень плохо просматривается. В очередной раз бросаем взгляд в сторону берега — и не находим «Прогресса». Идем в берег — лодки нет. Разворачиваемся и следуем вдоль берега — «Прогресс» нигде не виден. Через пять кило­метров развернулись и пошли первоначальным кур­сом — может, они ушли вперед! Прошло уже два часа, как мы потеряли друг друга. Берег порос лесом, места безлюдные, глухие. Волнение усиливается, надо искать укрытие. Ищем устье речки и определяем его по мор­ской капусте (по берегу она сплошной полосой, а в ус­тье течение уносит ее в море).

Проскакиваем бар, правда, не совсем удачно, — по­теряв пару лопастей. Входим в реку, причаливаем. На берегу избушка — зимовье. Никого нет. Готовим обед, располагаемся на ночлег.

Утром снова выходим в море. Где же «Прогресс»! На берегу замечаем несколько домиков. Похоже, ме­теостанция. Здесь нам сказали, что рано утром видели в море «Прогресс», который прошел дальше, не оста­навливаясь. На душе стало немного легче.

«Крым» снова в море. По курсу — мыс Хаияига. Очень сильное встречное течение. Обошли Хаияигу, берем курс на мыс Энкэи (так весь поход — от мыса к мысу). Все время внимательно осматриваем берег. Миновали Эикэи, теперь, вроде, должна открыться не­большая бухта с поселком на берегу. Так и есть — от­крылся поселок. Идем к нему, на берегу различаем что-то вроде бревен, выброшенных прибоем. Берем курс на них. Берег все ближе... Ура! Справа — местная «Казанка», слева — наш «Прогресс».

Отдыхаем в поселке. Дождь, сопровождавший нас на всем маршруте, прекратился. Просушиваем одежду, спальники. Устраиваем профилактику моторам.

Выходим в море рано утром 23-го. Минуем мысы Оджаи, Угол. На этом участке нам встретились тысячи морских уток, они спокойно покачивались на волнах, вода от этого казалась черной.

Снова усиливается волнение. Холодно — сидим в шубах и болотных сапогах. За мысом Эвенк на полном ходу врезаемся носом в волну. Она перекатывается через ветровое стекло и обрушивается на нас. Хорошо хоть мотор не захлестнуло. Встречное течение, ветер в корму, двухметровые волны. Все время приходится манипулировать ручкой газа.

Мы в водах залива Алдома. Здесь в поселке попол­нили запас продуктов, но бензина не достали. На сле­дующий день начинаем огибать п-ов Ландор. Большие волны, очень сильное встречное течение. Продвигаемся медленно, хотя моторы работают с полной нагрузкой. Бензина мало, но конец маршрута уже близок.

И вот, наконец, открылась бухта Аяиская. Пристаем, вытаскиваем лодки на берег. Позади почти 600 км бур­ного Охотского моря. Здравствуй, Аяи!

Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo