.

Вы здесь

Большой успех польского парусного спорта

Большой успех польского парусного спорта

20.03.2013 Автор: 0 9774

М. И. Алексеева «Катера и яхты» №3 (67) май-июнь 1977г.

 

Большой успех польского парусного спорта

 

Финиш «Спаниеля», на ко­тором шел Казимеж Яворский — Ку­ба, как зовут его друзья в Польше, был одной из сенсаций ОСТАР-76. За неполные 25 суток он прошел 3100 миль сквозь ледяные штормы.

uspeh1

Вот что рассказывает Казимеж:

— Штормов было много, шторми­ло без передышки. Казалось, я попал в ад. А в конце — добавились еще туман и холод, такие, что невозмож­но представить. Сразу после старта, выйдя за Бишоп-Рок, я увидел две яхты: они мчались прямо на север. Поразмыслив, я все же решил идти наоборот — к югу. Я и старался идти южнее ортодромии, поэтому, когда подул северо-восточный ветер, ока­зался в выигрыше.

Сеанс связи был только один — с Клэр Фрэнсис: через нее я передал свои координаты в Англию. Встреч в море так и не было вообще.

Все мне удавалось, «Спаниель» по­лучал ветер там, где я ожидал его найти. Подходя к Ньюпорту, пошел через мели близ Нантакета. Под все­ми парусами, с хорошим ветром по мелкой воде — это было впечатляю­ще, а главное — я сэкономил 24 ча­са. Перед выходом я сказал друзьям, что надеюсь уложиться в 25 суток. Ошибся всего на 20 минут.

«Спаниель» выдержал все трудно­сти — и это главное. Все же, когда он перед самым финишем почти полз по песку, я, наверно, на несколько лет постарел! Тяжко пришлось и во время того памятного всем сильней­шего шторма: яхту так ударило волной, что она осталась без пару­сов. Выходить на палубу я тогда про­сто побоялся. «Спаниель» дрейфовал лагом, слегка разворачиваясь к вол­не носом. Когда я решил, что немно­го утихло, решил подготовить, на всякий случай, к спуску плот, чтобы сбросить его в качестве плавучего якоря. Только вышел на палубу, об­рушилась волна. Не исключено, что в тот момент «Спаниель» на какую-то долю секунды встал вверх килем. Воды набралось по колено, я бро­сился откачивать ее, включив насо­сы и вручную...

Казимеж — известный в своей стране яхтсмен, море — его страсть. Он совершил много сложнейших пла­ваний, участвовал в первом рейсе за полярный круг. «Спаниель» — третья яхта, над  которой он работал совместно с Гоголькевичем и Гоффманном как конструктор. Первые две ях­ты — это «Таурус», выпускаемый се­рийно и известный советским яхтсме­нам, и «Полонез».

«Спаниель» лишь незначительно отличается от «Таурусов» по размерениям (на 1 м длиннее по палубе), но строился специально для участия в ОСТАР-76. Водоизмещение его уве­личено с 4,9 т до 5,5 т, поскольку корпус, выклеенный из нескольких слоев шпона из красного дерева, при­шлось подкрепить мощным стальным набором. В отличие от серийных «Таурусов», рубки в обычном пони­мании этого слова нет, отчего палу­ба кажется очень просторной. В штур­манской — большой стол, различные электронные приборы, включая ра­диотелефон (Куба несколько лет ра­ботал радиотелеграфистом на Щецинском радио). Позади — камбуз. По бортам — две койки, похожие на носилки. В носовой половине яхты расположены кладовые, двигатель, помпа. Здесь же большой металличе­ский бак—аварийная емкость плаву­чести.

 uspeh2

Поворотное кресло под козырь, комтентом.

На транец навешены два руля.

Площади парусов: грот — 29, генуя — 63, стаксель — 17, биг-бой — 84, спинакер—140 м2. Большинство ме­ханизмов, обслуживающих паруса, сконцентрировано в кокпите, при­чем большинство шкотов и фалов проведено сюда под палубой яхты. Передние паруса можно ставить и убирать, не отходя от штурвала, бла­годаря устройству дистанционного управления крышкой форлюка и соответствующей проводке снастей.

В кокпите у штурвала — под лег­ким козырьком-тентом удобное пово­ротное кресло, не вставая с которого, яхтсмен управляет парусами. Все эти усовершенствования, как и комбини­рованная система авторулевого со звуковой сигнализацией (тради­ционная — с крылом флюгером и дву­мя плавниками и электрическая, под­ключающаяся к компасу), были раз­работаны самим яхтсменом и его то­варищами из КБ Щецинской верфи имени Леонида Телиги.

Трансатлантический переход К. Яворского на «Спаниеле» признан в ПНР лучшим рейсом 1976 года, ему вручен почетный приз — Серебря­ный секстан.

Boatportal.ru

logo