boatportal_700x125.jpg

Вы здесь

Краткие лоцийные сведения к туристской карте-схеме Горьковского водохранилища

Краткие лоцийные сведения к туристской карте-схеме Горьковского водохранилища

20.03.2013 Автор: 0 10089

В. А. Лебедев «Катера и яхты» №3 (67) май-июнь 1977г.

 

Краткие лоцийные сведения к туристской карте-схеме Горьковского водохранилища

gorkovskoe-small

Большой формат схемы

В «КЯ» № 54 (№ 2 за 1975 г.) была напечатана туристская карта-схема Рыбинского водохрани­лища. По просьбе читателей разра­ботана и приводится на вкладке аналогичная схема следующего участка волжского каскада.

Горьковское водохранилище об­разовалось в 1955—1957 гг. в резуль­тате перекрытия Волги плотиной Горьковской ГЭС в районе города Городец.

Общая протяженность водохрани­лища (по руслу Волги) от поселка Переборы до района Городца около 430 км; наибольшую ши­рину — около 25 км — оно имеет в районе устья реки Унжа. Общая пло­щадь Горьковского водохранилища (по БСЭ, т. 7) — около 1590 км2. Водохранилище расположено на территории Ярославской, Костромской, Ивановской и Горьковской областей. По каждой из областей имеются из­данные ГУГК административные карты в масштабе 1: 600 000, турист­ские схемы и обширная литература (см., например, перечли в соответ­ствующих статьях БСЭ); кроме того могут быть полезными различные путеводители по Волге последних лет издания.

По своему гидрологическому ре­жиму и условиям плавания водо­хранилище делится на два участка: речной и озерный. Речной участок водохранилища тянется от поселка Переборы до устья реки Елнать (см. схемы 1 и 2); озерный участок водохранилища расположен между устьем реки Елнать и Городцом (схема 3).

Правый берег водохранилища на большем протяжении высокий, ме­стами обрывистый с глубокими овра­гами; левый берег преимущественно низкий, пойменный. В озерной части водохранилища имеются участки, где под воздействием ветровых волн берега разрушаются; это следует иметь в виду, выбирая место для стоянки.

На озерном участке водохрани­лища преобладают северные и се­веро-западные ветры в мае — июле, западные и юго-западные в сентяб­ре— октябре. Сильные ветры со ско­ростью 15 м/с и выше наблюдаются чаще весной или осенью.

Для малых судов наибольшую опасность представляют северные ветры (и несколько меньше южные), поскольку они дуют вдоль широкой озерной части водохранилища и раз­водят волны максимальной высоты. При продолжительном северном вет­ре силой 10 баллов могут возникать волны высотой до 2,4 м; при более распространенных продолжительных ветрах силой до 6 баллов волны обычно достигают высоты около 1,2 м.

Туманы на водохранилище наи­более часты в период с августа по ноябрь. Число дней с туманами за всю навигацию в районе Рыбинска составляет в среднем 15 дней, а в районе  Ярославля — 26 дней.

По гидрометеорологическим усло­виям (ветры, волнение, туманы) 30% продолжительности навигационного периода (это составляет около 60 суток) приходится на погоду, при которой выходить в озерную часть Горьковского водохранилища на ма­лых туристских судах нельзя.

На случай штормовой погоды наиболее надежные убежища в озер­ной части водохранилища находятся в районе населенных пунктов: Юркино, Пучеш, Чкаловск, Городец.

Скорость течения на водохрани­лище зависит от уровня воды и от попусков в водохранилище через Рыбинский и Горьковский гидроузлы. Наибольшие скорости течения бы­вают весной и в начале лета. На участке от Рыбинска до Кинешмы скорость течения в зависимости от уровня воды колеблется от 2,5 до 6 км/ч, от Кинешмы до Городца — от 2,2 до 0,5 км/ч.

Горьковское водохранилище обыч­но замерзает во второй половине ноября, очищается ото льда в конце апреля — начале мая.

На берегах Горьковского водохра­нилища расположены речные порты: Рыбинск, Ярославль, Кострома и Кинешма, а также крупные речные пристани: Юрьевец, Пучеж и Горо­дец. В портах Ярославль и Кинешма можно получить необходимую нави­гационную информацию о состоя­нии водного пути и судоходной обстановке. Судоводителям маломер­ного флота навигационная информа­ция, как правило, дается устно. Гидрометеорологическая информа­ция на открытую озерную часть Горьковского водохранилища пере­дается в виде радиоб юллетеней через береговую радиостанцию Го­родец.

Помещенная на вкладке турист­ская карта-схема является обзорно-справочным пособием для судоводителей-любителей. На карте-схеме пунктирной линией показан основ­ной судовой ход, предназначенный для транспортного флота. Турист­ские маломерные суда идут, при­держиваясь кромки судоходной по­лосы и ориентируясь по знакам на­вигационного ограждения; если поз­воляет осадка, эти суда должны уходить за кромку судового хода, чтобы не препятствовать движению и маневрам транспортных судов.

Основной судовой ход имеет глу­бины от 4 м в районах перекатов до 20 м в озерной части. Основной судовой ход обозначен на местности створами береговых знаков и буями. От поселка Переборы до селения Песочное на левой стороне судового хода выставляются белые буи, на правой — красные. От селения Пе­сочное до Костромы на левой сто­роне судового хода стоят черные буи, на правой — красные. От Ко­стромы до Городца буи выстав­ляются по оси судового хода (осевое ограждение).

При плавании по водохрани­лищу необходимо руководствоваться «Местными правилами плавания су­дов и плотов в Волжском бассейне» (изд. 1974 г.). В соответствии с этими правилами:

— на акваториях рейдов,  кана­лов, портов и пристаней скорость судов не должна превышать 12 км/ч;

— движение судов по трассам, имеющим осевую плавучую обста­новку, осуществляется правой стороной, т. е. осевые буи следует оставлять всегда по левому борту;

— запрещается подходить на расстояние ближе 500 м к водослив­ным плотинам;

— пропуск туристских и мало­мерных судов через шлюзы произ­водится с помощью буксировки;

— на­хождение людей на этих судах вовремя шлюзования  запрещается.

Для удобства пользования приве­денной картой рекомендуется все три схемы вырезать и наклеить, выдер­живая направление юг — север, на лист бумаги: верх схемы 2 — к ниж­ней части схемы 1, а схему 3 (раз­вернув горизонтально) — к нижней части схемы 2.

Boatportal.ru

logo