Вы здесь

Речная лоция

Речная лоция

21.11.2008 Автор: 0 17104
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Реки

Речная лоция — это дисциплина, занимающаяся изучением судоходных условий рек в их естественном состоянии. Она подразделяется на общую и специальную.

Общая лоция содержит сведения о характерных явлениях, присущих всем рекам: о свойствах водного потока, образовании подводных и надводных препятствий в реках, формировании русла реки, классификации речных перекатов и т. п.

Зная общую лоцию, судоводитель может ориентироваться на незнакомом участке пути и грамотно управлять судном.

Специальная лоция служит руководством для плавания по определенному участку водного пути. В ней содержатся подробные сведения о направлении судового хода, расположении островов и перекатов, конфигурации берегов со всеми характерными приметами, количестве и расположении знаков навигационного оборудования, условиях проводки судов через затруднительные места и т. п. К назначению специальной лоции добавляется название той реки или ее участка, который эта лоция рассматривает. Например: «Специальная лоция-реки Оби» или «Специальная лоция реки Оби от г. Новосибирска до устья реки Томи».

Выпадающие на землю атмосферные осадки и выходящая в виде ключей или источников на поверхность земли вода стекает по земным склонам с возвышенных мест в пониженные. Из малых ручьев и речек образуются большие реки. Река, которая впадает в озеро, море или океан, называется главной рекой, а ручьи, речки и реки, впадающие в нее,— притоками.

Главная река со всеми ее притоками образует речную систему. Площадь земной поверхности, занятая речной системой, называется речным бассейном, а граница между двумя смежными бассейнами — водоразделом. Водораздел всегда проходит по возвышенной местности.

В зависимости от того, откуда реки берут начало и по какой местности протекают, они подразделяются на равнинные и горные. Равнинные реки текут медленно. Половодье у них бывает весной, во время бурного таяния снега. Колебания уровней воды на них обычно плавные, глубины держатся устойчиво и мелководье наступает в летние месяцы, когда мало выпадает осадков. У горных рек течение быстрое. Половодье в отличие от равнинных рек бывает в самые жаркие летние месяцы в результате таяния в горах снега и ледников. Характер паводка у таких рек очень резкий. Порою уровень воды в реке может в течение суток подняться более чем на метр, а затем так же быстро упасть. Об этой особенности паводков горных рек водители моторных судов должны помнить постоянно, чтобы не оказаться со своим судном на берегу вдали от русла реки или запертым на мелководном участке, где глубина недостаточна для плавания.

У реки в зависимости от скорости течения различают обычно три части: верхнее, среднее и нижнее течения. В верхнем течении река мелководная и узкая, скорость потока здесь большая. Среднее течение характеризуется тем, что река становится шире, глубже и несет свои воды более спокойно. В нижнем течении вода движется с еще меньшей скоростью, здесь река имеет значительную ширину и глубину.

Протекая по земной поверхности, река промывает себе извилистое углубление — русло, ограниченное берегами. Берега, сложенные из трудноразмываемых пород, принято называть коренными берегами, или кряжами. Пониженная часть земной поверхности, образованная двумя склонами, по которой проходит речное русло, называется долиной, а часть речной долины, затопляемая в половодье,— поймой.

Острова разделяют русло реки на протоки. На Волге протоки называют воложками. Протока, по которой проходит судовой ход, считается основным руслом. Со временем река промывает в пойме новые протоки, меняет свое направление, отдельные ее протоки оказываются вдали от основного русла. Постепенно их устья, соединяющиеся с руслом реки, пересыхают, и такие протоки превращаются в продолговатые озера — старицы. Иногда их называют староречьями.
Различают два режима движения жидкости: параллельно-струйчатое (ламинарное) и беспорядочно-вихревое (турбулентное).

Энергия движущегося речного потока расходуется на преодоление внутреннего трения в потоке и сопротивление движению воды дна и берегов. Поэтому на различных участках реки скорость ее течения различна. Степень турбулентности потока или интенсивность перемешивания масс воды зависит от шероховатости русла и скорости течения. Чем неровнее русло и больше скорость течения, тем турбулентность выше.

Общее течение речного потока при своем движении видоизменяется, в нем создаются внутренние и неправильные течения. Причинами этого являются изгибы русла, вращение Земли, наличие в потоке слоев воды с разной температурой, выход воды из русла и разлив ее по пойме, воздействие перекатов и рельефа дна, ветер, искусственные сооружения и др.

На изгибах русла реки под влиянием центробежной силы происходит образование поверхностного поперечного течения от выпуклого берега к вогнутому. В результате этого у вогнутого берега возникает течение воды, направленное вниз вдоль берега и в придонном слое от вогнутого берега к выпуклому.

Взаимодействуя с продольным течением реки, поперечное течение придает потоку винтовой характер. В связи с тем что речное русло состоит из извилин, переходящих одна в другую, направление поперечного течения постоянно меняется.

При турбулентном характере движения речного потока непрерывно меняется не только направление, но и скорость каждой частички воды. Наименьшая скорость течения наблюдается у дна. Средняя скорость по вертикали находится примерно на расстоянии 0,6 глубины от поверхности, а наибольшая обычно располагается несколько ниже поверхности, так как самый верхний слой притормаживается силой трения о воздух и поверхностным натяжением воды.
Распределение скоростей течения по вертикали зависит от целого ряда факторов. Например, при ветре, направление которого совпадает с направлением течения, поверхностная скорость воды увеличивается, и наоборот. Водная растительность и неровности дна также вызывают перераспределение скоростей в потоке. В местах сжа тия потока (в узкостях, между устоями мостов и т. п.) скорости : течения увеличиваются, особенно в придонной части.

В поперечном направлении реки скорости течения увеличиваются от берегов к середине русла. Местам наибольших глубин соответствуют наибольшие скорости течения.

В судоводительской практике употребляется понятие «стрежень».
Стрежень реки — это глубокая часть речного русла с наибольшими скоростями течения. Ширина стрежня бывает различной. Прямолинейное направление он имеет очень редко и переходит от одного вогнутого берега к другому.
За выпуклыми берегами или за крупными песчаными отложениями в русле образуется медленное течение, называемое тихо-водом.

У вогнутых берегов на закруглениях русла возникает прижимное течение, так как вода вследствие инерции стремится сохранить прежнее прямолинейное направление, но, встречая на своем пути препятствие в виде вогнутого берега, прижимается к нему. На участках с прижимным течением происходит смещение судна в сторону берега.

Разность в уровнях воды по ширине реки служит причиной возникновения свальных течений, направленных под углом к судовому ходу. Такие течения, смещая суда с оси судового хода, могут вызвать навал судов на отмели, опоры мостов и т. п.

У входов в протоки возникают затяжные течения, которые как бы затягивают проходящие близко суда. Особенно сильными затяжные течения бывают в период половодья, когда расходы воды в протоках значительно возрастают.
За береговыми выступами, впадающимися в русло, обычно образуется вращательное движение воды — суводь. Суводи часто возникают при весеннем разливе, когда вода подтапливает трудноразмываемые коренные берега. Если суводь расположена у правого берега, вращательное движение воды в ней будет направлено по часовой стрелке, у левого берега — против часовой стрелки. Суводи представляют серьезное затруднение для судоходства. Суда в них теряют управление, их резко смещает в сторону берега.

Неправильное волнообразное вращательное течение в реке мо-" жет возникнуть над затонувшими крупными камнями или иными предметами, а также во время паводка в тех местах, где идущий через пойму поток встречается под углом с другим потоком, идущим по руслу. Такое течение называют майданом. Майданы, образовавшиеся у устья притоков и при слиянии больших проток, иногда называют спорной водой. Майданы неблагоприятны для судоходства, так как вызывают рыскливость судов.

Речная терминология

В практике водителей моторных судов наиболее часто могут встречаться нижеследующие термины — специальные названия частей русла и элементов речного потока.

Акватория — участок водной поверхности естественного или искусственного водоема или водотока.

Берег — часть суши, примыкающая к реке, озеру, водохранилищу или морю. Всякая река имеет два берега — правый и левый. Чтобы определить каждый из них, нужно стать лицом по течению реки: с правой стороны при этом будет правый берег, с левой — левый.

Бечевник — прибрежная полоса земли шириной 20 м (считая от воды) вдоль берегов рек и каналов.

Бровка — линия перехода берега реки или канала в береговой откос.

Высыпка — отложение наносов, образующееся в месте впадения в реку ручья или небольшой речки и у мест подхода к реке оврагов. Особенно крупные высыпки образуются в местах подхода к реке размываемых оврагов. Во время дождей и ливней стекающие по склонам оврага воды размывают грунт и выносят его в реку. Глубины в местах расположения высыпок бывают небольшими, поэтому следует остерегаться ударов корпусом или гребным винтом моторного судна об отмель.

Гарантированная глубина — наименьшая глубина, поддержание которой гарантируется службой пути на данном участке реки.

Гряда — скопление камней во всю ширину русла или часть ее. Грядой также называют каменистую косу. Течение на грядах неровное. При посадке судна на гряду возможен пролом корпуса. На р. Енисее гряды называют шиверами.

Заберег — узкая полоска тонкого льда, образующегося у берега реки в начале ее замерзания.

Закраина — узкая полоса воды, образующаяся между краем ледяного покрова и берегом реки в начале ее весеннего вскрытия.

Заплесок — отлогая полоса берега, непосредственно примыкающая к воде и при волнении заплескиваемая водой (откуда она и получила свое название).

Затон — защищенный от ледохода естественный или искусственный залив, служащий для зимней стоянки судов. В затонах устраивают судоремонтные заводы и мастерские.

Извилина — длинный пологий изгиб русла реки совместно с долиной. Длинная и крутая извилина русла совместно с долиной, у которой расстояние между началом и концом по сравнению с длиной мало, называется лукой. Длинный изгиб русла в пределах долины принято называть излучиной, а короткий и крутой — коленом.

Исток — место, где река берет свое начало. Истоком может служить ручей, ключ, болото, озеро ил.и ледник. Иногда за исток считают место слияния двух рек (например, истоком Оби считается место слияния рек Бии и Катуни).

Коса — длинная подводная или надводная отмель, идущая от выпуклого берега под углом к нему вниз по течению. В большинстве случаев косы бывают песчаные. Часто от крупной косы отходят более мелкие косы, которые называются застругами, или закосками. При плавании в таких местах следует остерегаться ударов корпуса судна об отмель.

Огрудок — небольшое обособленное скопление камней, чаще всего около берега. Обычно огрудки расположены вдоль русла.

Одинец — камень больших размеров, лежащий отдельно в русле. Одинцы переносятся весенним ледоходом, донным льдом, попадают в русло при подмыве берегов и т. д. На мелководных участках они представляют серьезную опасность для моторных судов.

Опечек — небольшой подводный галечный бугор на дне реки. Опечки обычно образуются при весенних ледоходах, когда лед, упираясь в дно, нагромождает под водой бугры гальки.

Осередок — наносное отложение в русле, обтекаемое течением со всех сторон и не имеющее растительности. Обычно осередки образуются в мелководный период и могут быть надводными и подводными. Подводные осередки более опасны для судоходства, так как они скрыты под водой и неопытному судоводителю трудно определить место их нахождения.
Некоторые надводные осередки со временем покрываются растительностью и превращаются в острова.

Перевал — участок реки, где судовой ход переходит от одного берега к другому. Перевалы бывают длинными и короткими, прямыми и извилистыми, глубоководными и мелководными.

Песок — низкий и отлогий песчаный берег, имеющий выпуклое очертание и не покрытый растительностью. Когда течение направляется в сторону такого берега, то вода начинает его подмывать и он из отлогого превращается в обрывистый. В таких случаях обычно говорят «песок режет» и называют его обрезным песком.

Печина — выступ берега или мелкое место в реке, сложенное из плотной неразмываемой глины.

Плес — участок реки между двумя перекатами. Плесом называют также участок реки, имеющий на всем своем протяжении одинаковые судоходные условия.

Побочень — песчаная отмель у вогнутого берега.

Порог — каменистый участок русла с большим уклоном. Течение на порогах быстрое и неровное, судовой ход обычно извилист и стеснен камнями. Пороги являются наиболее трудными и опасными для судоходства участками. Некоторые из них совершенно непроходимы для судов и разделяют реку на два самостоятельных участка.

Рейд — водное пространство, удобное для стоянки судов. Каждая пристань и каждый порт имеют свои рейды, на которых останавливаются суда в ожидании загрузки, разгрузки, формирования состава.

Снежница — мягкая, пропитанная водой снеговидная масса, образовавшаяся на реке после снегопада. Появление снежницы предвещает скорый ледостав.

Урез воды—граница между берегом и поверхностью воды в спокойном состоянии, т. е. линия, где кончается берег и начинается вода.

Уровень воды в реке — принято различать высокий и низкий. Высокий уровень на реках обычно бывает весной во время паводка и осенью с наступлением осенних дождей. Низкий уровень в большинстве случаев наступает в жаркие летние месяцы, когда выпадает мало осадков. Время, когда на реке держатся низкие уровни, называют межень, а уровни — меженными.

Устье — место, где река впадает в море, озеро или другую реку. Некоторые из наших северных рек впадают в длинные широкие морские заливы, которые называются губами (например, Обская губа). Устья других рек, впадающих в море, имеют большое количество проток, постепенно расходящихся по течению в обе стороны от основного русла, взаимно пересекающихся и образующих мно жество островов. Приустьевой участок в этом случае напоминает треугольник и называется дельтой. Такое устье имеют, например, Волга, Северная Двина, Лена. Широкое устье реки, впадающей в море, не имеющее приливов, называется лиманом. От моря лиманы отделены мелями, между которыми остаются лишь узкие проливы, дающие выход в море речным водам. Устья в виде лиманов в основном имеют реки, впадающие в Черное море (Днепр, Днестр, Буг). В судоходном отношении лиманы более благоприятны, чем дельты.

Шуга — мелкий, рыхлый, в виде кусочков лед сероватого цвета, образующийся из снежницы или всплывшего донного льда. Густота шуги зависит от температуры наружного воздуха. По мере снижения температуры количество шуги увеличивается, из нее образуются льдины, дающие начало осеннему ледоходу. С появлением на реке шуги заканчивается движение судов.

Яр — вогнутый, обрывистый берег реки. Верхняя по течению часть яра считается его началом и называется верхним плечом яра, а конец яра — нижним плечом. Высота яров бывает различной и может доходить до 10—15 м. Поскольку форма яров вогнутая, возле них почти всегда образуется прижимное течение, которое постоянно подмывает яр и вызывает его обвалы. Это должен учитывать каждый водитель моторного судна во время остановки у высоких яров с прижимным течением и во время движения вдоль них.

Яры бывают чистые и нечистые. Чистым яром называется такой, возле которого нет никаких подводных препятствий для судоходства (отмелей, карчей, камней и т. п.). Если у яра имеются подводные или надводные препятствия, то яр называется нечистым. Проходящие суда, должны уклоняться от таких яров по возможности дальше.

Перекаты. Речные навигационные карты

Речным перекатом называется мелководный участок русла реки, имеющий устойчивые наносные отмели, проходящие от одного берега к другому в виде вала.

Всякий перекат состоит из верхней и нижней кос, напорного ската, гребня, корыта и подвалья. Название кос зависит от их расположения по отношению к течению.

От верхней косы отходит подводная отмель и идет к нижней косе под углом к течению. Эта отмель имеет вид пологого, постепенно повышающегося песчаного вала, который как бы разделяет реку на две плесовые лощины: верхнюю, расположенную выше переката, и нижнюю — ниже переката.

Вершина вала на всем протяжении называется гребнем переката, а пологая верхняя по течению часть — напорным скатом. На гребне всегда бывают наименьшие глубины.

Так как вода постоянно стремится промыть среди отмелей себе путь, то обычно на перекате образуется наиболее глубокое место, которое называется корытом переката. По корыту переката проходит судовой ход.
Нижний конец корыта переката, за которым глубина становится сразу больше, чем глубина на перекате, а скорость течения уменьшается, называют подвальем переката.

Имея мелкий, иногда извилистый судовой ход и повышенные скорости течения, перекаты сильно ухудшают путевые условия и затрудняют судоходство. Степень трудности прохождения перекатов зависит от их расположения в русле реки и от формы подвалья. В судоводительской практике принято классифицировать перекаты по типам в зависимости от трудности судовождения на них.

На движение маломерных моторных судов перекаты оказывают меньшее влияние, однако судоводителям-любителям нужно всегда помнить, что обгоны, расхождения и, стоянка судов на перекатах, как правило, запрещаются.
Если на перекате начать поворот, то неровное и быстрое течение может вызвать большой крен судна и опрокинуть его. Тихоходную моторную лодку с маломощным двигателем во время поворота на перекате может прижать течением к отмели за судовым ходом или снести вниз.

Особую опасность для водителей моторных судов представляют устьевые перекаты. Они образуются в устьях малых (особенно несудоходных для транспортного флота) притоков во время весеннего половодья, когда главная река несет в приток свои наносы. Кроме этого, подпор воды в устье притока останавливает течение, и влекомые течением наносы начинают обильно осаждаться на дно. После половодья такие наносные осаждения образуют очень мелководные перекаты, протяженность которых порой достигает 4—6 км. Если судоводитель-любитель зашел на моторном судне в такой приток во время половодья, а выходит оттуда после спада воды, ему при подходе к устью надо быть особенно внимательным и осторожным.

Навигационные карты рек и некоторых водохранилищ служат для ориентировки судоводителей при глазомерной проводке судна. Их масштабность обычно бывает от 1:10000 до 1:100000. Карты издаются альбомом, в начале которого имеется так называемый сборный лист, т. е. схема расположения листов карты последовательно вдоль русла реки. Здесь же расположен лист условных обозначений, с помощью которых на навигационной карте нанесены меженный судовой ход, глубины, плавучие и береговые знаки навигационного оборудования; обозначены препятствия, представляю щие опасность для судов; указаны населенные пункты и характерные ориентиры.

Особо затруднительные для судоходства места могут быть изображены в более крупном масштабе по сравнению с масштабом, принятым для всей карты. Также может быть дано описание судового хода и особенностей проводки судов через то или иное затруднительное мест.

Издаются речные навигационные карты обычно типографским способом. Они могут быть одно- или многоцветными. Прокладка курса на речных навигационных картах при пользовании ими не ведется. На них лишь наносится периодическая корректировка, отражающая изменения, происшедшие со времени выпуска карты в свет.

Карты больших судоходных озер, относящихся к внутренним водным путям СССР, составляются по тем же правилам, что и карты морей, хотя большинство их обычно издается в прямоугольных координатах, а не в меркаторской проекции, как это принято для морских карт.

Основные термины, применяемые в морской лоции

Морская лоция — одна из дисциплин науки судовождения. Ее основная задача — предоставить судоводителю все сведения, необходимые для выбора наивыгоднейшего и безопасного пути при плавании в различных навигационных условиях, В лоции описаны системы навигационного оборудования морей, предупреждающие мореплавателя о наличии различных опасностей, изложены сведения о ветрах, течениях, указаны наивыгоднейшие пути, расстояния между портами и ряд других сведений, необходимых судоводителю во время плавания.
Лоцией какого-либо моря называется подробное описание данного моря в отношении безопасного плавания.

Для оповещения о всех изменениях в навигационной обстановке морей и о вновь обнаруживаемых опасностях периодически выпускаются печатные Извещения мореплавателям, а также передаются извещения по радио.
Мореплаватели, обнаружившие ранее неизвестные и не нанесенные на карты опасности, неисправности в работе средств навигационного оборудования и расхождения данных карт и лоций с действительностью, должны немедленно сообщить об этом ближайшему гидрографическому учреждению. Морское плавание маломерных судов обычно происходит в пределах береговых зон, где ввиду малых глубин довольно часто можно встретить различные препятствия. Мореплавателю-любителю необходимо достаточно хорошо изучить лоцию района, в границах которого ему приходится водить свое судно, знать основную терминологию, относящуюся к прибрежным водам и районам.

Береговая линия — граница между сушей и поверхностью моря.

Берег — полоса суши, примыкающая к береговой линии.

Пляж — отлогая намывная часть берега, расположенная выше берегового уступа и не покрытая растительностью.

Пролив — узкая полоса воды, соединяющая два больших водных пространства.

Залив — часть моря или океана, заметно вдающаяся в сушу.

Бухта — небольшой залив с глубинами, значительно меньшими, чем глубины граничащего с бухтой моря или океана.

Губа — бухта, образованная устьем реки.

Фиорд — узкий, глубокий и далеко вдающийся в гористую сушу залив.

Шхеры — скалистые острова самой разнообразной величины, окаймляющие берег, между которыми имеются узкие извилистые водные проходы.

Рейд — прибрежный участок моря, служащий местом якорных стоянок судов. Рейды называют открытыми или закрытыми в зависимости от степени защищенности их от ветра и волнения.

Канал — искусственно прорытый или углубленный проход, соединяющий водные пространства.

Фарватер — безопасный для плавания судов путь среди различного рода препятствий, обозначенный на карте и обычно обставленный средствами навигационного оборудования. Средняя линия между сторонами фарватера называется его осью.

Порт — прибрежная акватория с прилегающей полосой берега, где имеются гавани и бассейны, удобные для стоянки судов и грузовых операций.

Аванпорт — внешняя часть порта, защищенная искусственными сооружениями или имеющая естественное укрытие.

Гавань — часть акватории порта или рейда, защищенная от волнения, ветров и ледохода. Иногда гаванью называют небольшой порт, обычно расположенный в естественно укрытом от волнения пункте — заливе, бухте и т. п.

Ковш — небольшая, защищенная от действия волн водная площадь, используемая для стоянки судов.

Причал — часть берега или сооружение, к которому швартуются суда для ведения перегрузочных работ, а также для посадки-высадки пассажиров.

Пирс — сооружение, расположенное под углом к берегу, оно обычно предназначено для швартовки судов с обеих его сторон.

Бон — плавучее заграждение на фарватере или у входа в гавань.

Мыс — часть суши, выдающаяся в море, обычно с высоким берегом.

Неровности дна—возвышения дна, безопасные для плавания судов.

Мель — участок морского дна, отделенный от берега, с глубинами, не превышающими 10 м при отливе.

Отмель — мель, идущая от берега.

Коса — узкая вытянутая отмель.

Риф — каменистая или коралловая мель, коса или отмель.

Банка — отдельно лежащая мель. В другом смысле — приподнятость морского дна над соседними глубинами, хотя бы она и не являлась мелью.

Бар — песчаная поперечная гряда в виде подводного вала у устья реки, образовавшаяся в результате оседания влекомых рекой взвешенных частиц грунта.

Отличительная глубина, или пятно,— небольшой участок дна с глубинами, резко отличающимися от окружающих глубин.

Яма — резкое углубление дна, незначительное по площади.

Банки, рифы и другие подводные объекты, обнажающиеся при отливе или сгоне воды ветрами, называются осушными или осыхающими.

Кроме естественных подводных опасностей, существуют и иные, например, свалки грунта, затонувшие суда, утопленные якоря, крупные предметы и т. п.

Грунтом называется поверхностный слой дна моря.

Проба грунта, поднятого с морского дна, и его сравнение с грунтом, помеченным на навигационной карте, повышают надежность определения места судна по глубинам, что весьма ценно при плавании в тумане и при плохой видимости.

Характер грунта имеет большое значение для якорной стоянки. В зависимости от держащей способности морские грунты можно подразделить на следующие:

  • скальные — очень плохо держащие якорь: плита — ровный скалистый массив, камень — отдельные скалы и крупные глыбы, валуны— обломки горных пород размером 10—100 см;
  • рыхлые — плохо держащие якорь: галька, щебень, гравий, песок и илистый песок;
  • связные — хорошо держащие якорь: песчаный ил, глинистый песок и глинистый ил.

Морское дно часто бывает покрыто различными наслоениями (трава, тина, водоросли), которые при измерении глубины иногда препятствуют полному погружению лота до дна моря. Это нужно учитывать, чтобы не ошибиться при замерах.

Средства навигационного ограждения опасностей

Средства навигационного ограждения опасностей в море, так же как и на внутренних водных путях, подразделяются на береговые и плавучие. Береговые знаки позволяют надежно определять место судна, плавучие непосредственно ограждают опасность или служат для указания фарватеров и границ определенных районов. На берегу устанавливают маяки, огни, башни, знаки и створы. Ограждения на воде — это плавучие маяки, буи, и вехи.

Береговые маяки — специальные сооружения в виде башен. Их устанавливают в особенно опасных местах или вблизи них. Ночью на маяках зажигается огонь, цвет которого и характер горения предписаны именно для этого маяка. Маячные огни бывают белого, красного и зеленого цвета. Огонь может быть постоянный, т. е. ровный, не прерывающийся, одинаковой силы, и проблесковый— дающий яркие вспышки света (или ряд вспышек) через короткие промежутки времени, а также затмевающийся, т. е. ровный постоянный свет, прерывающийся затемнением (или рядом затемнений).

Кроме этих основных видов огней, на маяках могут зажигаться такие огни, которые представляют комбинации из постоянных, проблесковых и затмевающихся огней, а также из переменных цветных огней.

Устанавливают маяки обычно с таким расчетом, чтобы с идущего у берега судна одновременно было видно не менее двух маяков. Делается это для того, чтобы судоводитель мог точно определить место своего судна по пеленгам.
Для указания опасного пространства с рифами, камнями и т. п. на маяках может применяться угловое освещение, причем обычно красный сектор огня направлен в опасное место. Поэтому, проходя такие участки, надо следить, чтобы не завести судно в полосу красного света (сектор красного огня).

Маяки называются приемными., если они находятся на подходе к портам; поворотными — когда они расположены на мысах, у которых суда обычно меняют курсы; предостерегательными, если они сооружены на самой опасности или в непосредственной близости от нее.

Как правило, маяки оборудуют средствами туманной сигнализации, некоторые из них являются одновременно и радиомаяками.

Огни — сооружения, которые выполняют те же функции, что и маяки,- но имеют только световые установки, действующие автоматически.

Башни — сооружения специальной постройки, но без огней, служат ориентирами в дневное время. В качестве дневных ориентиров судоводители могут также использовать имеющиеся на берегу здания, заводские трубы и иные приметные с моря постройки, точно обозначенные на навигационной карте.

Знаки служат для указания какого-либо места на берегу. Они могут иметь форму пирамиды, треугольника, круга и т. п. Окрашивают знаки обычно в контрастный цвет, чтобы их было хорошо видно на фоне однотонного берега.

Створные знаки предназначаются для указания центральной (осевой) линии фарватера, т. е. безопасного прохода между мелями, рифами или в узкостях. Ближайщий к морю створный знак устанавливают ниже отдаленного. Вести судно по створу нужно так, чтобы знаки находились на одной линии друг за другом прямо по курсу. Створные знаки бывают светящие и несветящие (предназначенные для ориентировки только в светлое время суток).

Плавучий маяк — это специальное судно, оборудованное маячной световой аппаратурой и средствами туманной сигнализации. Он устанавливается на якорях в районе опасности или в начале фарватера. Плавучие маяки имеют свою отличительную яркую окраску, а на их бортах крупными буквами пишут название.

Плавучие знаки

Буй состоит из металлического корпуса (шар, конус или цилиндр), обеспечивающего плавучесть, и надстройки. Буи могут быть светящие и несветящие. На светящих буях устанавливают световую аппаратуру с автономным источником питания. Туманные буи имеют звуковую аппаратуру (колокол или ревун), действующую под влиянием ветра или волнения.

Огни буев различаются по цвету, характеру и периоду. Характер огня определяется соотношением продолжительности света и затмения. Периодом огня называется промежуток времени, по истечении которого все изменения огня повторяются в той же последовательности. Удерживаются буи на якорях.

Веха является простейшим знаком, ограждающим опасность. Обычно это длинный шест, к нижнему концу которого с помощью каната или цепи прикрепляется груз (якорь, камень) и опускается на дно. Вертикальность положения вехи создается противовесом, роль которого может выполнять якорная цепь или канат. На вершине вехи укрепляется топовая фигура в виде раструба (треугольника), шара или квадрата. Форма топовых фигур и их расположение (вверх или вниз вершинами) зависят от назначения вехи.

Буи и вехи либо ограждают самую опасность относительно стран света (кардинальная система), либо указывают правую и левую кромки фарватера (латеральная система). В последнем случае сторона считается правой или левой по направлению с моря к берегу.

В настоящее время в СССР принята международная система навигационного оборудования плавучими предостерегательными знаками в водах северо-западной части Европы (система «А»).

При кардинальной расстановке плавучих знаков по системе «А» северные буй и веху устанавливают к северу от опасности. Они указывают, что для безопасного прохода их нужно оставлять к югу. Соотвественно: южные знаки устанавливают к югу от опасности (оставлять их к северу), западные — к западу (оставлять к востоку), восточные— к востоку (оставлять к западу).

Характеристика огней кардинальных знаков следующая: буй северный — белый частопроблесковый (50—60 проблесков в минуту); буй восточный — белый прерывистый частопроблесковый (три частых проблеска и пауза, период 10 с); буй южный — белый прерывистый частопроблесковый с последующим длительным (не менее 2 с) проблеском (шесть частых и один длительный проблеск, период 15 с); буй западный — белый прерывистый частопроблесковый (девять частых проблесков и пауза, период 15 с).

Окраска кардинальных знаков — желто-черная (приложение I). Кроме окраски, знаки различаются расположением на их вершине черных топовых фигур в виде треугольников. У северных знаков два черных треугольника расположены друг над другом вершинами вверх; у восточных — вершинами врозь; у южных — вершинами вниз; у западных — вершинами вместе.

На опасностях незначительных размеров, которые можно обходить со всех сторон, устанавливается один буй или веха (см. приложение I). Цвет буя черный с красной горизонтальной полосой. Днем над его вершиной видна топовая фигура в виде двух черных шаров, расположенных один над другим. Такую же топовую фигуру имеет на вершине и веха, которая окрашивается чередующимися черно-красными полосами. Огонь буя — белый прерывистый двухпроблесковый (два проблеска и пауза).

Для обозначения начальных точек и осей фарватеров (каналов), а также для указания середины проходов применяются буи и вехи, окрашенные вертикальными полосами белого и красного цветов.

На вершине этих знаков укрепляется шарообразная красная фигура. Огонь буя — белый проблесковый.

Места якорных, карантинных и т. п. стоянок ограждаются знаками специального назначения, имеющими желтую окраску. В качестве топовой фигуры на них укрепляется крестообразный знак тоже желтого цвета. В темное время суток буй освещается желтым проблесковым огнем.

Латеральными знаками ограждения сторон фарватеров (каналов) являются буи и вехи, окрашенные в красный и зеленый цвета. Красные ограждают левую сторону (при ходе с моря), зеленые — правую. Топовая фигура у красных знаков — красная в виде квадрата, у зеленых — зеленая (треугольник вершиной вверх). В темное время суток буи освещаются проблесковыми огнями, соответствующими по цвету их окраске.

Морские карты

Морские карты подразделяются на навигационные, справочные и специальные.

Навигационные карты служат для выбора и прокладки курса, для определения места судна при плавании. К справочным картам относятся гидрометеорологические (ветров, течений, льдов) карты элементов земного магнетизма, часовых поясов и др.; к специальным — карты районов, служащие для упрощенной ориентировки, навигационно-промысловые карты и пр.

Достоинства навигационной карты определяются масштабом, давностью и методом производства описи, подробностью промера. Чем крупнее масштаб, тем подробнее карта. Поэтому мореплавателям-любителям рекомендуется пользоваться картами самого крупного масштаба.

Карта пригодна для использования лишь в откорректированном виде, т. е. когда на ней отмечены все изменения в навигационной обстановке по день пользования картой. Различают два вида корректуры карт — малую и большую.
Малая корректура — это исправления, наносимые на карту от руки на основании Извещений мореплавателям.

Большая корректура — исправления, наносимые на карту типографским способом при ее повторном печатании.

Отметки о выполнении корректуры являются важным обстоятельством, на которое следует обратить внимание, прежде чем пользоваться картой. Перед пользованием картой необходимо также учесть год ее издания и ознакомиться с различными пояснениями в заголовке, с примечаниями и предостережениями, даваемыми на листе карты.

Каждый судоводитель-любитель прежде чем приступать к пользованию картой должен научиться хорошо ее читать, т. е. изучить и твердо запомнить все обозначения, знаки и сокращения, наносимые на карту. Если эти значения еще не достаточно прочные, то следует иметь под рукой изданные типографским способом или очень точно скопированные условные обозначения.
Чтение карты следует начинать с общего ознакомления с изображенным на карте районом. Нужно прочитать заголовок карты, все надписи и замечания. В заголовке карты ниже названия приводятся следующие данные: масштаб и параллель, по которой он дан; год, к которому приведено склонение компаса; значения склонения и его годового изменения, если они одинаковы для всего района (в противном случае склонение и его изменение указывают на рисунках-картушках в соответствующих местах карты); указание, что глубины и высоты выражены в метрах; уровень, к которому приведены глубины, нуль глубин.

За нуль глубин для морей с приливами принят теоретический нуль глубин — самый низкий возможный уровень моря, а для морей без приливов — средний многолетний уровень.

Грунты на картах обозначают сокращенно. Например: В — валуны, К — камень, Ск — скала, Пл — плита, П — песок, Гл — глина, И — ил и т. д. Строчная буква перед прописной означает цвет или характеристику грунта, например, зИ — зеленый ил; мК — мелкий камень и т. д.

Навигационные опасности (естественные и др.) в особых случаях дают на карте с пометками — ПС (положение сомнительно) или СС (существование сомнительно).

Обозначения на воде указывают на объекты, представляющие опасность для плавания, например, затонувшие предметы, подводные кабели, рыболовные снасти и др.

Якорные стоянки на картах указывают в тех случаях, когда они имеют глубину не менее 10 м и площадь радиусом не меньше чем 150 м плюс утроенную глубину.

Береговая черта в морях без приливов показывается по среднему многолетнему уровню моря. При наличии приливов — по линии полной воды. Линия осушки, образующаяся при отливе, указывается пунктиром. При плавании у такого берега судоводителям-любителям надо соблюдать всяческую осторожность.

Обозначения на берегу имеют большое значение для мореплавателей. Наиболее важны обозначения таких объектов, как маяки, знаки, а также точки, место которых определено: всевозможные башни, приметные здания, заводские трубы и т. п.

Характеристика и расцветка огней также отражаются на карте. Направления, ограничивающие секторы маячного освещения, счи таются от маяка в море, поэтому для мореплавания они будут отличаться на 180° от указания на карте.

Если характеристика и цвет огня меняются по секторам, то это указывается в каждом секторе отдельно. Пометка «Огонь закрыт» означает, что он закрывается в показанном секторе какими-либо посторонними предметами.

Сокращенные надписи у маяков и огней указывают характеристику огня и дальность видимости. Например, сокращение «Гр Пр (3) (12°) 15 М» означает: «группопроблесковый огонь с 3 проблесками в группе, периодом 12 секунд и дальностью видимости 15 миль».

Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo