Вы здесь

Путем Св. Брендана

Путем Св. Брендана

15.03.2013 Автор: 0 9696
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Н.И. Слижевский «Катера и яхты» №2 (66) март-апрель 1977г.

 

Путем Св. Брендана

 brendan1

Предполагаемый путь «Св. Брендана».

Стрелками показаны направления постоянных океанских тече­ний; звездочками — розы ветров в момент прохождения «Се. Бренданом» этих участков маршрута.

 

Дул сильный порывистый ветер, волны с шумом накатывались на берег, обдавая брызгами странное сооружение, внешне напоминаю­щее одновременно и рыбацкую лодку, и небольшой парусник, и огромную скорлупу ореха. Но са­мое удивительное, пожалуй, то, что корпус судна сшит из огром­ных кусков кожи. Экипаж и прово­жающие после долгих размышле­ний все же решили отложить отплытие на следующий день — 17 мая 1976 года. Более всего это огорчило, вероятно, капитана Тима Северина. Ведь 16 мая — день Св. Брендана, а лодка именно так и называлась: «Св. Брендан». Кро­ме того, они отплывали из мес­течка Брендан-крик у подножья горы Брендан в районе бухты Брендан на западе Ирландии.

Кто же такой Брендан? Соглас­но летописи XI в. «Навигацио», монах Брендан, живший с 487 по 578 г. на полуострове Дингль на западе Ирландии, совершил с 14-ю сподвижниками плавание через океан к берегам «земли обето­ванной»— как теперь предпола­гают ученые — к о-вам Ньюфаун­дленд. Споры об исторической достоверности этого события про­должаются и по сей день. Как со­общает летопись, первым местом остановки было «скалистое, крутое побережье с ниспадающими с уте­сов потоками». Ученые считают, что этому описанию более всего соответствует Сент-Килд на Геб­ридских о-вах. Эта версия под­тверждается существованием на острове ирландских монастырских построек.

«Следующее место высадки — два острова, один из которых от­личался обилием белых овец и не­обыкновенным количеством рыбы в ручьях». Весьма вероятно, что это острова Стреймой и Вага на Фарерах («овечьих островах»). Затем сильные ветры отогнали лодку далеко на север, где она попала в «осевшее молоко», т. е., скорее всего, в тающий лед.

Вскоре путешественники по­дошли к скалистым берегам Ис­ландии и, не задерживаясь там долго, двинулись дальше. Им до­велось увидеть огромную колон­ну, упирающуюся в небо. Через 3 дня они достигли ее основания. Св. Брендан взглянул наверх, но так и не смог достичь взглядом вершины. Она, казалось, «проби­вала небосвод» и была сделана из «чистейшего хрусталя». Современ­ные исследователи считают, что эта колонна ни что иное, как ле­дяная гора фантастической фор­мы. Такие горы-айсберги доволь­но часто встречаются в водах Арктики, примыкающих к Гренландии. Наконец, проплыв несколько дней среди «огромных густых туч» (ве­роятно, речь идет о туманах в р-не Гранд Бэнкс), монахи достигли «земли обетованной», которая оказалась «страной, купающейся а осеннем солнце, заросшей гус­тым лесом, с рекой, теряющейся в глубине суши». Многие ученые склонны считать, что это Нью­фаундленд.

Сведения о лодке Брендана— древнеирландской кураге — мож­но почерпнуть как из «Навигацио», так и из высеченных монахами изображений на колоннах их «ора­торий»— небольших часовен. Это лодки с деревянным набором и обшивкой из бычьих шкур. Курагами до сих пор пользуются рыба­ки полуострова Дингль, правда, об­шивкой этих лодок служит теперь простая парусина.

Могла ли курага пересечь Ат­лантику? 35-летний историк и пи­сатель Тимоти Северин утвержда­ет— да! Северин не впервые идет историческими маршрутами.

На мотоцикле он проделал путь Марко Поло до границ Китая, на каноэ спустился по Миссисипи. Об этих путешествиях он написал интересные книги. И вот теперь новая затея — на кураге через Атлантику.

Приступая к постройке лодки, Тим Северин тщательно исследо­вал все имеющиеся исторические источники, где он мог почерпнуть хоть какие-нибудь сведения об этом типе судов. Ему удалось отыскать на полуострове Дингль 80-летнего старика, предки ко­торого и сам он издавна занима­лись постройкой кураг. Северин пригласил в качестве конструктора Колина Мьюди, знаменитого ди­зайнера и строителя «Реху Моана» — первой многокорпусной яхты.

 brendan2

1 — передний парус; 2—радарный отражатель; 3—радиоантенна; 4—кожаный парус; 5 — рифштерты; 6—закрытое помещение в носу; 7 —плавучий якорь; 8— тент; 9—на­бор корпуса; 10—запасные паруса (льняные); 11 — мешки; 12—запасные шкуры; 13—запасные рен; 14—ящик с навигационными инструментами; 15—оборудованная каюта; 16—кожаный корпус; 17 —просмоленный шнур; 18 — швартовный конец; 19—якорь; 20—степс мачты; 21 — фотографические принадлежности; 22 — запасные весла; 23 — съемный настил; 24—припасы и продовольствие; 25—емкости с кожаной обшивкой; 26—рулевое весло.

Летопись «Навигацио» сообща­ла довольно много ценных дета­лей, относящихся к постройке судна. Например, о породе дере­ва, из которого сделан остов, а также о том, что корпус обшит продубленными и просмоленными бычьими шкурами. Тим Северин поступил в полном соответствии с этими рекомендациями, но пред­варительно сделал запрос в Инсти­тут кожи в Лондоне. Ученые со­общили ему, что именно такой способ обработки кожи придает ей наибольшую сопротивляемость морской воде. Были исследованы различные образцы кож, которые были продублены в точном соот­ветствии со средневековыми ре­цептами. В качестве заполнителя использовали тресковый жир и коровье масло, т. е. то, что было доступно строителям в VI веке. Затем неожиданно обнаружилось, что в эпоху Брендана бычьи шкуры были меньше по размеру и, что еще важнее, тоньше. А это значит, что имевшиеся в распоря­жении Тима Северина современ­ные образцы кож увеличили бы вес судна в сравнении с оригина­лом VI века. Искусственное утоньшение кожи привело бы к умень­шению надежности корпуса. Поэ­тому отобрали как можно более тонкие шкуры из числа имев­шихся.

Что же представляет из себя судно Северина? Длина — 10,9 м, ширина — 2,4 м, вес без загруз­ки — 900 кг, вес с полной загруз­кой — 2720 кг. «Св. Брендан» снаб­жен двумя мачтами. Передняя высотой 3,96 м несет парус пло­щадью 5,57 м2. На второй мачте высотой 5,18 м площадь паруса 13,46 м2. Деревянный каркас суд­на покрывают 40 продубленных и просмоленных бычьих шкур, сши­тых между собой кожаными рем­нями. Управление осуществляется двумя веслами, размещенными в кормовой части. Сверху судно прикрыто навесом из пластика для защиты от брызг.

Экипаж «Св. Брендана» — пять человек.   Повторяющее   в   конструкции свой прототип, судно Северина, однако, имеет полный комплект современного навигаци­онного оборудования.

И все же сомневающихся в успехе этой экспедиции гораздо больше, чем оптимистов. Недаром в день старта 17 мая 1976 г. с бе­рега неслись пожелания попутного ветра, удачи и... божьего благо­словения— все как при отплытии славных предшественников Севе­рина и его друзей.

По имеющимся сведениям, «Св. Брендан» достиг берегов Исландии, где путешествие было прервано из-за поло­мок набора корпуса и плохой погоды. Этим летом Северин намерен продол­жить плавание.

Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo