Вы здесь

Минитонники

Минитонники

12.03.2013 Автор: 0 10929
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Д. А. Курбатов «Катера и яхты» №4 (68) июль-август 1977г.

 

Минитонники

 

Одиннадцать лет назад Парижский яхт-клуб CVP возобновил проведение гонок на один из старей­ших в парусном мире призов — Кубок Одной тонны. При этом впервые со­ревнования на крейсерских яхтах-«однотонниках» стали проводиться без гандикапа, так как было принято ре­шение, что все участвующие в гон­ках судов должны иметь одинаковую, строго фиксированную величину го­ночного балла, равную 27,5 фута (по ныне действующим международным правилам обмера IOR). Результаты гонок стали определяться прямо по порядку прихода яхт к финишу, судьи и экипажи были избавлены от расче­тов исправленного времени. Появле­ние «однотонника» как самостоятель­ного класса позволило верфям раз­вернуть серийное строительство су­дов по типовым проектам, благодаря чему удалось несколько снизить стоимость  яхт.  Популярности этого класса способствовало и то обсто­ятельство, что «однотонники» смогли (не без успеха) участвовать наравне с другими яхтами III класса IOR и в гандикапных гонках.

mini1
mini2

За последующие одиннадцать лет, которые характеризуются бурным развитием морских и океанских па­русных гонок, возник и целый ряд аналогичных новых классов «тонных» крейсерско-гоночных яхт, получивших условные названия «двухтонников» (R — 32 фута ЮR), «3/4-тонников» (24,5 футе), «полутонников» (21,7 фу­та), «четвертьтонников» (18 футов)1. Важнейшими событиями стали своеоб­разные чемпионаты мира на «тон­ных» яхтах — лично-командные встречи на соответствующие «двух», «3/4», «полу-» и «четвертьтонные» кубки. Обычно каждая страна-участник выс­тавляет команду из трех яхт, состав­ленную по результатам отборочных соревнований на право защищать честь национального флаге. Програм­ма таких встреч, как правило, сос­тоит из двух гонок по олимпийской дистанции, одной и пи двух прибреж­ных гонок и гонки на «длинную» дис­танцию в открытом море.

Хотя все «тонные» яхты и назы­ваются крейсерско-гоночными, основ­ным их назначением являются гонки. Естественно, это наложило свою пе­чать на специфические черты этих судов. Для них характерны сравни­тельно легкие корпуса с большим надводным объемом, длинной ватерлинией и короткими свесами. Кек правило, яхты имеют узкий и глубо­кий плавниковый киль, гладкую па­лубу — без надстроек или рубок.

Скромное внутреннее оборудование, предоставляющее экипажу сугубо «спартанские» условия обитаемости. Зато эти яхты насыщены разного ро­да устройствами, приспособлениями и приборами, позволяющими доби­ваться максимальной эффективности в гонках. В стоимости современных «тонников» весьма внушительную долю — от 30 до 50%—составляет стоимость электронных приборов (контролирующих параметры движе­ния яхты, скорость и направление ветра), многоскоростных шкотовых лебедок, сменных парусов, рассчитанных на ветра различной силы. Серьезные претенденты на «тонные» кубки заказывают постройку экстремальных яхт по индивидуальным проектам, в которых используются новейшие достижения гидромеханики и парусной техники (работе конструк­торов предшествуют иногда длительные   исследования с продувками в аэродинамических трубах, испытани­ями моделей и натурных яхт).

Неудивительно, что все это (ска­залась еще и постоянная в послед­ние годы инфляция в странах капиталистического мира) привело к рос­ту стоимости «тонных» яхт. Сложи­лось положение, при котором воз­можность участия в гонках яхтсменов со средним достатком стала ограни­ченной: чтобы иметь яхту, на которой можно было бы рассчитывать на по­беду,   надо   найти   покровителя — «спонсора», субсидирующего коман­ду в рекламных или престижных це­пях. Этим и объясняется то, что, не­смотря на широкое развитие гонок крейсерских яхт во всем мире, в программе   Олимпийских   регат до сих пор подобных состязаний нет. Сделать гонки в открытом море более доступными, снизить стоимость участвующих яхт хотя бы за счет дальнейшего уменьшения их разме­ров и упрощения оборудованная — та­кую цепь и преследовал все тот же Парижский  яхт-клуб  CVP, когда в 1975 г. объявил об учреждении но­вого Минитонного кубка и соответ­ственно нового класса «минитонных» яхт. Здесь все, как и на остальных «тонных»    чемпионатах:    обмер — в строгом  соответствии  с  правилами IOR дпя океанских яхт; такая же программа из четырех гонок, вклю­чая  50-мильную в открытом  море; проверка   соответствия   планировки судна и его снабжения строго по требованиям Правил класса А требования минитонного класса таковы. Гоночный балл должен иметь минимальную величину (16 футов — 4,88 м), допускаемую правилами IOR для крейсерско-гоночных яхт. Яхты Должны быть пригодными для пере­возки на трейлере за легковым ав­томобилем; это значит, что макси­мальная ширина корпуса не должна превышать 2,5 м — таково ограниче­ние, принятое на дорогах Европы. Вес яхты в состоянии обмера, т.е. с обо­рудованием и парусами на борту, но без подвесного мотора, запасов и снабжения, должен быть не менее 800 кг; вес балластного фальшкиля должен находиться в пределах 30 — 40% этого веса; коэффициент остойчи­вости ССР должен быть равен 0,98. Установка стационарного двигателя не допускается; мощность подвесно­го мотора ограничивается пределом 9,9 п.с. Во время гонок не разреша­ется иметь на борту никакого элек­тронного оборудования, кроме ра­диоприемника, пеленгатора и эхолотов.

mini3
mini4

Ограничивается и комплект пару­сов: можно иметь 1 грот, 3 стакселя, 1 спинакер и 1 штормовой стаксель. Судно должно нести на борту все необходимое оборудование, предпи­санное комитетом по океанским гон­кам для яхт IV категории плавания(с удалением от берега на 20 миль). Состав экипажа в гонках — три чело­века.

Правила класса устанавливают и минимальный уровень комфорта. В каюте должны быть две постоянные койки, снабженные матрасами и име­ющие ширину в голове 0,55 м, в ногах —0,35 м при длине 1,90 м. Ми­нимальная высота от пайолов до бим­сов должна составлять 1,25 м на участке длиной не менее 1,2 м при ширине не менее 0,35 м. Над дива­нами должна обеспечиваться высота 0,90 м при длине сиденья 1,20 м и его ширине 0,40 м. На судне должен иметься камбуз с плиткой в кардановом подвесе и 20-литровый запас пресной воды.

Была объявлена и дата первых международных гонок яхт, построен­ных в соответствии с этими требованиями: предполагалось разыграть Минитонный кубок в августе 1976 г. в Ла-Рошели.

Неожиданно оппозицию француз­ским инициаторам составили англи­чане. Их основные возражения каса­лись величины гоночного балла: ан­гличане предлагали ограничить ее 16,3 фута, чтобы исключить возмож­ность появления на гонках яхт с баллом менее 16 футов, формально не имеющих права быть обмеренными и соревноваться по правилам IOR. Предлагалось также не ограничивать ширину яхты, увеличить состав экипа­жа до четырех человек и количество стационарных спальных мест до че­тырех, допустить установку электрон­ных лагов и эхолотов. Свой класс [и кубок) англичане назвали «1/8-тон­ным».

Таким образом, к началу парус­ного сезона 1976 г. по обе стороны Английского канала развернулась ин­тенсивная подготовка к будущим со­ревнованиям, в которую оказались вовлеченными именитые яхтенные конструкторы и лучшие верфи.

Первыми разыграли свой «1/8-тон­ный» кубок англичане. Соревнования в проливе Солент (у острова Уайт) не были представительными: на старт вышло всего 9 яхт; кроме 6 англий­ских— по одной под флагами Гол­ландии, Бельгии и Дании.

Победили гости — голландские яхтсмены, выступавшие на пластмас­совой яхте «Океан-2» конструкции знаменитого Ван де Старта. Они оказались первыми и в Главной 53-мильной гонке вокруг острова Уайт, и в 30-мильной гонке, и в одной из двух 15-мильных гонок по олимпий­ской дистанции.

Яхта-победительница представля­ла собой «четвертьтонник» Ван де Старта, гоночный балл которого пу­тем переделок корпуса и вооружения был уменьшен до 16,3 фута.

Второе место заняла серийная яхта «Пикколо» класса «Соната-7» постройки английской верфи «Хантер Боутс». Управлял ею сам конструк­тор— Дэвид Томас. «Пикколо» выиг­рала одну «олимпийскую» гонку и трижды приходила к финишу вто­рой — следом за голландской яхтой, опережая другие суда, специально сконструированные и построенные для борьбы за «1/8-тонный» кубок. В проекте «Пикколо», пожалуй, более удачно, чем во всех остальных яхтах, участвовавших в гонках, сочетались чисто гоночные качества с мореход­ностью и комфортом. Этим обстоя­тельством и объясняется беспреце­дентный успех «Сонат» на рынке 1976 г. (за год продано свыше 100 яхт) и то, что этот класс получил в Англии статут монотипа.

Познакомимся с проектом Д. То­маса поподробнее (такая возмож­ность любезно предоставлена фир­мой «Хантер Боутс», приславшей ре­дакции все необходимые материалы). Корпус яхты формуется вручную из стеклопластика, армирующую основу которого составляют слои стекломата и ткани сатинового переплетения, ук­ладываемые попеременно. Корпус с установленными в нем переборками, каркасами диванов и крышками люков весит 480 — 500 кг. Ширина яхты соответствует предельной по прави­лам «минитонного» класса, т.е. равна 2,5 м. Это не помешало, как видим, «Пикколо» обойти на гонках в Сопенте «1/8-тонники» экстремальной конструкции, имеющие при той же длине на 200 и даже 300 мм боль­шую ширину. Благодаря значитель­ной осадке 1,4 м и тяжелому чу­гунному фальшкилю (его вес 450 кг, что составляет 40% водоизмещения) «Соната» имеет отличную остойчи­вость, позволяющую нести полную парусность 119,2 м2] в 5-балльный бриз.

mini5
mini6

Корпус яхты имеет достаточно ос­трую носовую оконечность с V-образными шпангоутами, благодаря чему судно почти не теряет скорости при лавировке против крутой волны. В средней части на днище отформо­ван плоский участок, понадобившийся для того, чтобы получить хорошее значение обмерной величины MDI — глубины трюма, которая замеряется от уровня ватерлинии до обшивки днища на 1/4 ширины корпуса от ДП. Поскольку небольшая рубка сделана относительно высокой, получилась и вполне достаточная высота внутри яхты, равная 1,60 м. Благодаря этому«Соната» значительно комфортабель­нее и лучше приспособлена для не­больших крейсерских походов, чем «гпадкопалубные» минитонники, име­ющие высоту помещения не более минимальной по правилам класса (1,25 м)

Нетрудно заметить, что центр ве­личины смещен в корму от мидель-шпангоута: это необходимо для пра­вильной дифферентовки во время гонки, когда весь экипаж находится в корме — в кокпите. Узкие и глубо­кие киль и руль, навешенный на тра­нец, имеют эффективный гидродина­мический профиль поперечного сечения. (По специальному заказу фир­ма выпускает и чисто крейсерский вариант «Сонвты», снабженный двумя скуловыми килями, с уменьшенной до 0,97 м осадкой.)

Чтобы относительно высокая руб­ка не сказывалась на лавировочных качествах яхты, конструктор придал ей обтекаемые формы, характерные для больших крейсерско-гоночных судов. Широкие участки палубы у бортов удобны для работы экипажа при смене парусов в гоночной обстановке.

В исполнении «люкс» на «Сонате» оборудуются две койки в форпике и два дивана-койки в каюте. На пра­вом борту диван укорочен (не дли­ну камбуза) и может быть использо­ван для ночлега только подростком; при необходимости иметь еще одно спальное место можно закрепить под­весную трубчатую койку нормальной длины. В форпике, в самом носу, под откидной частью койки имеется уни­таз с прокачной помпой. В каюте оборудован небольшой камбуз с плиткой в кардановом подвесе, сто­ликом, баком для пресной воды, хо­лодильником с сухим льдом и шкаф­чиками для хранения провизии и камбузной утвари.

В самоотливном кокпите у самого транца сделан объемистый рундук, закрываемый откидывающимися к бортам крышками; в нем свободно размещаются надувной спасательный плот и различное шкиперское снаб­жение. Предусмотрено специальное место и для подвесного мотора: его укладывают в ящик под кокпитом, сняв сходный трап.

На «Сонате», как и на большинства других минитонников, применено парусное вооружение шлюп  типа 7/8 с  гибкой  мачтой,  характерное  для швертботов и легких килевых яхт, на которых работа парусов и скорость в значительной степени зависят от настройки на данную силу ветра. Опыт показал, что на малых яхтах оснастка с толовым стакселем ока­зывается и не выгодной при обмере, и менее удобной в гонке. Узкий и высокий грот «Сонаты» очень эффек­тивен в слабые ветра, особенно на лавировке. Самый большой генуэз­ский стаксель имеет площадь 13,9 м2; при усилении ветра ее можно умень­шить, наворачивая парус на штаг, снабженный обтекателем с двойным. Верфь снабжает серийные «Сонаты» легким спинакером пло­щадью 32,5 м2.

Светлый пюк с открывающейся крышкой, расположенный перед меч­той, позволяет работать с носовыми парусами, не выходя на палубу. Для удобства замены стакселей и поста­новки спинакера в палубе у самого форштевня сделана специальная ни­ша. Сюда можно убрать стаксель, не освобождая его от такелажа. В кор­мовой стенке, отделяющей нишу от каюты, прорезают отверстие, к кото­рому крепят конец длинного пару­синового рукава: в этот рукав укла­дывается спинакер с заранее заложенными фалом и шкотом. Благода­ря такому приспособлению экипаж может поставить этот большой парус за считанные секунды.

Кокпит яхты оборудован четырь­мя лебедками шпилевого типа, сто­порами для фалов и оттяжек. Ахтерштог снабжен натяжным устройством для регулировки наклона мечты на ходу. Словом, судно имеет все необ­ходимое для успешного участия в гонках.

Б соревнованиях «1/8-тонников» «Пикколо» показала себя неплохим ходоком: в частности, 53-мильную дистанцию яхта при 5-балпьном вет­ре прошло за $,5 ч, хотя значитель­ную часть времени заняла лавировка.

Третье место в гонках в проливе Солент текже заняла серийная яхта: это «Игер Бивер» типа «Е-боут», скон­струированная англичанином Юлиа­ном Эвериттом. В отличие от «Сонаты-7», в этом проекте явное пред­почтение отдано гоночным качествам. Собственно, яхта является первым «1/8-тонником», освоенным в серий­ном производстве. Ширина ее (2,78 м) превышает принятую ныне для минитонников и, казалось бы, исключает беспрепятственную транспортировку на трейлере. В разгар споров между французами и англичанами по пово­ду того, каким быть минитоннику, Эверитт попытался доказать, что и «1/8-тонник» возить на трейлере мож­но. «Е-боут» бып выпол­нен убирающимся в колодец внутрь корпуса — это позволило уменьшить габаритную высоту. А трейлер сдела­ли с «наклоняющимися» кильблоками: после установки на них яхты ей при помощи гидравлических домкратов придавался крен, уменьшающий габаритную ширину до требуемых 2,5 м. (К слову сказать, одна из этих лодок была доставлена из Англии на выставку яхт в Генуе 1976 г. именно на таком трейлере без замечаний со стороны полиции всех стран, по тер­ритории которых проходил путь.)

«Е-боут» оказалась самой легкой среди «1/8-тонников»: ее водоизме­щение в состоянии обмера составило всего 820 кг при весе бульбокиля 365 кг. Малый вес — еще одно свиде­тельство того, что конструктор отказался от обычного уровня комфорта на борту лодки. Архитектура судна характерна для более крупных го­ночных яхт «четверть-» и «попутан­ного» классов: яхте имеет гладкую палубу со значительной поперечной погибью, открытый с кормы кокпит. На ней, как и на «Сонате», есть и палубная ниша в носу, и открываю­щийся форлюк, и утопленные ниже уровня палубы сиденья в кокпите. Разумеется, высота в каюте выдер­жана на нижнем пределе, регламен­тируемом правилами.

Корпус выполнен с гранеными об­водами: депо в том, что прототип этой пластмассовой яхты был постро­ен с фанерной обшивкой (учтено и то, что яхты с такими обводами по­лучают известные преимущества при обмере, нисколько не уступав круглоскулым по ходовым качествам). Ширина по ватерлинии практически такая же, как и у «Сонеты» (2 м), но благодаря резкому увеличению объе­мов, входящих в воду при крене, и возможности разместить экипаж на большем расстоянии от ДП остойчивость яхты «Е» оказывается более высокой.

mini7-small
Большой формат чертежа для печати  

Устройство идеального минитонника. Рис. из журнала «Die Jacht» (ФРГ).

1 — шариковый клапан водоотливного отверстия: 2—открытый с кормы кокпит; 3—тали ахтерштага; 4—ахтерштаг; 5—карманы для фалов; 6— гикшкот; 7—«толстый» профилированный руль; 8—деревянный кронштейн руля; 9—спасательный нагрудник; 10—блок для спииакер-шкотов; 11 — ползун блока шкота генун; 12—настил кокпита; 13—плита со стопорами фалов и лебедкой; 14—фал генуя; 15— галс-оттяжка; 16 — фаловая лебедка; 17—гротафал; IS—стаксель-фал; 19—спинакер-фал; 20— стопор натяжки ахтерштага; 21 — галс-оттяжка генуи; 22 — галс-оттяжка грота; 23—ограничители на тросовом погоне; 24—грота-шкот; 25—погон гикашкота; 26—оттяжка гика; 27—упор —направляющая для фалов; 28 — стопор гика-шкота; 29—наклонные сиденья в кокпите; 30—нескользящие наклейки на днище кокпита; 31 — ручной компас; 32 — сдвижной люк с планшетом;   33— поручень— кожух для фалов; 34 — указатель вымпельного ветра; 35— алюминиевые направляющие для сдвижной крышки; 35 — блок галс-оттяжки; 37 — патент-риф; 38— фаловая лебедка генуи; 59—нейлоновый ограничитель для браса спинакер-гика; 40 — направляющий блок со стопором; 41 — степс мачты; 42—обу¬шок для оттяжки спинакер-гика; 43 — направляющий кожух галс-оттяжки; 44— рельс-спинакер-гика; 45 — спннакер-гнк с дистанционной защелкой; 46 — крышка форлюка с двухсторонними запорами; 47 — рельс для галс-оттяжкн стаксели; 48 — окно в стакселе; 49 — указатель угла атаки генуи; 50— натяжное устройство для вант со стопором; 51 — леерная стойка; 52 — алюми¬ниевый Профиль,- 53—паруснаи ниша для двух стакселей; 54— форштаг с обтекателем, имеющим два ликлаза; 55— спинакер-фал, закрепленный на релинге; 56 — корпус, окрашенный светлой краской (для безопасности в гонках); 57—эластичная мачта; 58 — киль со свинцовым бульбом; 59 — леерное ограждение; ой —путевой гоночный компас.

Рисунок Роберта Даса

Увеличенная ширина позволила конструктору применить топовое во­оружение с большим генуэзским стакселем. Обмерная площадь парус­ности составляет 20,5 м2, фактическая же — с большим стакселем — около 23,3 м2. Чтобы при лавировке большая Генуя работала эффективно, надо было обеспечить возможность бес­препятственно выбирать стаксельшкоты в тугую. Поскольку этому ме­шали ванты, вантлутенсы пришлось закрепить не на обычном месте — у борте, а прямо на палубе (за бимсы); для компенсации уменьшения угла между вантами и мачтой увеличили размеры поперечного сечения мачты.

В гонках «1/8-тонников» «Е-боут» не смогла полностью реализовать преимущество малого водоизмеще­ния — слишком велика для легкой яхты оказалась нагрузка (вес четырех человек экипажа). Впрочем, было отмечено, что скорость и других яхт оказалась сравнительно невысокой.

mini8

В конце августа 1976 г. состоялись и ожидавшиеся с нетерпением всем парусным миром первые гонки на Минитонный кубок. В Ла-Рошепи соб­рался представительный флот из 35 мини-яхт (правда, зарубежных экипа­жей было всего шесть: 3 из Италии, 2 из Голландии и один из ФРГ). Гон­ки, естественно, проводились по французским правилам класса.

Большинство судов представляли собой уменьшенные варианты «четвертьтонников»; в числе таких яхт можно было видеть и «Океан-2» — единственную яхту, которая приняла участие в обоих соревнованиях (за счет небольшого изменения положе­ния обмерных марок на рангоуте и перешивки парусов лодка вошла и в класс 16-футовиков).

Самым необычным судном была яхта «Лефре» («Сова»), сконструиро­ванная французом Патриком Фелипоном. Он умепо использовал сво­боду, предоставляемую конструкто­ру правилами IOR, и избрал необыч­ное для крейсерских яхт вооруже­ние - типа кэт с одним большим па­русом площадью 36 м2. При таком решении Фелипон (он сидеп за ру­лем своего детища во время сорев­нований) лишился возможности использовать на полных курсах спина­кер; мало того — возникли пробле­мы уменьшения парусности при уси­лении ветра и откренивании судна с мачтой огромной высоты (13,5 м) при ограниченной ширине. Зато при бла­гоприятных условиях громадный па­рус «Лефре» (по площади он почти равен гроту нашей яхты класса 6) работал как высокоэффективное кры­ло, развивая максимальную тягу. Чтобы уменьшить аэродинамические потери при перетекании воздуха че­рез нижнюю шкаторину, гик опущен очень низко — парус почти доходит до палубы. Нижняя шкаторина его оставлена свободной — к гику кре­пятся только гапсовый и шкотовый углы.

Гибкая алюминиевая мачта позво­ляла Фелипону даже в ходе гонки осуществлять тонкую перенастройку вооружения в зависимости от силы ветра и курса судна (этим в извест­ной мере компенсировалось отсутст­вие генуи или спинакера). Ванты и штаги оканчиваются у палубы талями, ходовые концы которых выведены в кокпит. Ахтерштаг закреплен не трубчатом кронштейне, наклоняя который можно регулировать наклон или даже изгиб мачты в продольном направлении. Кроме вант и штагов имеются еще и бакштаги. Для гика-шкота сделан поперечный погон от борта до борта; нижний блок оттяж­ки гике скользит по своему погону, изогнутому по радиусу (благодаря этому натяжение оттяжки остается постоянным независимо от того, на­сколько потравлен гика-шкот). Таким образом, хотя на яхте всего один па­рус, экипажу приходится работать с не меньшим количеством снастей, чем на обычном шпюпе.

Корпус «Лефре» почти на 1,5 м длиннее других минитонников, хотя длина по КВЛ имеет «стандартную» величину — 5,65 м. Применение для постройки легкого конструкционного пенопласта «С-флекса» с последую­щей обклейкой стекпоппастиком поз­волило выдержать водоизмещение лодки на нижнем пределе (900 кг). Само собой разумеется, гладкая палуба не имеет никаких надстроек и ниш; нет и обычного сдвижного люка на входе в «каюту» — крышка люка снимается, оба матроса работают, стоя внутри яхты. Кокпит минималь­ных размеров вмещает только ноги рулевого!

Условия в Ла-Рошели оказались идеальными для экстравагантной «Лефре». В первой же гонке по треугольнику, проходившей при 3 — 4-бапльном ветре, Фелипон уже на вто­рой марке стал лидером и победил со значительным отрывом. Однако можно было отметить, что даже при самых небольших усилениях ветра экипажу приходилось полностью вы­вешиваться за борт, откренивая лег­кое суденышко. Слабые ветра со штилями сопутствовали участникам, море было спокойным, — все это давало «Лефре» заметные преиму­щества перед более тяжелыми яхта­ми, имеющими, к тому же, низкую парусность. Неудачно взяв старт в 35-мипьной гонке, Фелипон пытался обогнать лидере, но это удалось ему только после поворота на обратный курс. Ветер настолько ослабел, что яхты не смогли бороться со встречным течением и вынуждены были стать на якоря довольно далеко от берега. «Лефре» с журчащей у форштевня волной прошла мимо и финиширова­ла первой с большим отрывом от остальных соперников.

А в 65-мипьной гонке, когда на финальном колене дистанции ветер внезапно усилился до 5 баллов, «Леф­ре» понеслась вперед, подобно ди­кому мустангу. Только благодаря то­му, что курс был полным, Фелипону удалось избежать поломки мачты или более серьезной аварии.

Выиграв все четыре гонки, Фелипон стал первым обладателем Минитонного кубка. Французская спортив­ная пресса признала это самым вы­дающимся достижением 1976 г. в мире малых крейсерских яхт и наг­радила его специальным призом.

В меньшей степени восторгались успехами Фелипона члены постоян­ного комитета океанских гонок (ORC), которые на ноябрьском заседании IYRU поставили вопрос о правомоч­ности принятых в проекте «Лефре» конструктивных решений. В частности, раздавались голосе, требующие вве­дения штрафных поправок, которые нейтрализовали бы преимущества во­оружения кэт перед шлюпом. Однако поскольку было высказано мнение, что в случае сильных ветров «Лефре» непременно проиграла бы остальным судам (так это или не так — неиз­вестно, поскольку в Ла-Рошели ветра были слабые!), решили оставить пра­вила без изменений до накопления соответствующего опыта.

На этом же заседании минитонник был утвержден в качестве междуна­родного класса с основными параметрами обмера, близкими к пред­ложенным французами (балл —16 футов; ширина — 2,50 м; минималь­ный вес — 800 кг; CGF = 0,98; вес фальшкиля — 30—40% обмерного во­доизмещения и т. п.). Одобрена и сама идея создания класса яхт, более дешевого, чем «четвертьтонник», с ограниченным оборудованием и ко­личеством парусов на борту. Первое официальное первенство мира минитонников намечено на 1979 г.

Таким образом конструкторы и верфи получили стимул к дальней­шей работе по совершенствованию качеств этих маленьких яхт. Каким быть минитоннику! Этот вопрос по-прежнему дебатируется на страницах яхтенной прессы и среди самих яхт­сменов многих стран. Ясно одно: ос­новным назначением яхт нового клас­са будут гонки, именно обеспечению гоночных качеств должно уделяться основное внимание!

Общее представление о зав­трашнем «среднем» — не экстремаль­ном — минитоннике дают дизайнер­ские проработки, воспроизводимые нами из западногерманского журнала «Die Jacht». По насыщенности теке-лажем, разного рода приспособлени­ями и снастями для настройки такой минитонник, как видим, нисколько не уступает яхтам «Звездного» класса. Видимо, и соревнования минитонников будут отличаться такой же спор­тивностью, таким же накалом, такой же массовостью на стартах, какие были характерны для «звездников».

Мини-крейсеры станут хорошей школой для воспитания настоящих моряков-яхтсменов. Многомильные гонки, проводимые в прибрежной зо­не морей и на самых крупных озе­рах (часто — в ночное время и в штормовую погоду), позволяют раз­вивать те качества, которые невоз­можно получить на олимпийском треугольнике: искусство навигации, умение справляться со стихией, рас­считывая только на свои сипы, стой­кость. А сравнительно небольшая стоимость этих яхт сделает их дос­тупными для большого числа парус­ных секций и мелких яхт-клубов,

Итак, счастливого плавания, мини-тонники!

Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo