Вы здесь

Прогулочно-туристская каютная мотолодка «Радуга-51»

Прогулочно-туристская каютная мотолодка «Радуга-51»

07.03.2013 Автор: 0 10727
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Ю. А. Зимин «Катера и яхты» №3 (67) май-июнь 1977г

 

Прогулочно-туристская каютная мотолодка «Радуга-51»

 raduga1

В наших северных широ­тах, как подсказывает практика, для длительных семейных путешествий необходима каютная мотолодка дли­ной около 5 м: при меньших размерениях не удается обеспечить оби­таемость; при больших — судно не будет выходить на глиссирование с имеющимися у нас в продаже под­весными моторами, потребуется установка автомобильного конверти­рованного двигателя и реверс-редук­тора, что значительно осложняет дело.

Бесспорно, килеватый корпус с обводами глубокое V был бы наи­более мореходным вариантом, поз­воляющим поддерживать высокую скорость даже на волне крупных водоемов, однако для этого также потребовалась бы мощность автомо­бильного двигателя. При умеренных же мощностях подвесных моторов оказывается более выгодным корпус компромиссного типа — с сочетанием плоских и килеватых элементов, с отгибами скулы (на всей носовой половине длины), напоминающими спонсоны тримарана. При рациональ­ном выборе обводов и тщательной проработке конструкции корпуса та­кой вариант позволяет добиться сравнительно малого веса и прием­лемого сочетания скоростных и мореходных качеств катера.

При рассмотрении теоретиче­ского чертежа «Радуги-51» можно заметить, что по обводам днища она во многом напоминает предыдущую модель этого же «семейства» — более легкую и на 1 м меньшую по длине «Радугу-41» (см. «КЯ» № 61): тот же узкий почти плоский участок на днище —лыжа, компенсирующая потерю гидродинамического качества на наклонных боковых участках днища; такие же улучшающие выход на глиссирование отгибы скулы, обрывающиеся на шп. 4 и дальше (на кормовой половине корпуса) имеющие вид горизонтального широкого уступа-брызгоотбойника; такая же широкая палуба в носу. Опыт успешной эксплуатации «Радуги-41» давал все основания для того, чтобы зало­жить те же принципы в основу теоретического чертежа нового судна.

Для уменьшения забрызгивания и заливания мотолодки при ходе на волне нижняя часть передней стенки рубки сделана наклоненной в нос — она будет Играть роль волноотбойника. Для удобства пассажи­ров и безопасности на носовой па­лубе, в кокпите и на крыше рубки сделаны низкие релинги-поручни.

raduga2

Основные данные «Радуги-51»

Длина наибольшая, м 5,1

Ширина наибольшая, м 2,1

Высота наибольшая, м 1,66

Высота борта, м 0,83

Вес корпуса, кг 250—280

Допустимая нагрузка, кг 550

Рекомендуемая  мощность л. с. 40-60

 

При планировке «Радуги» исполь­зуются все преимущества «тримаранных» обводов с большой шириной на уровне скулы и притуплённой но­совой палубой. При длине корпуса всего 5,1 м каюта получилась до­вольно просторной: она имеет пло­щадь 2,1X1,75 м при высоте 1,2 м; здесь можно  разместить два, а то и три спальных места, стол, рунду­ки (под диванами) и шкафчики.

В кокпите, имеющем размеры 1,4X1,75 м, размещаются пульт управления по левому борту (на переборке шп, 4), два кресла и кор­мовой диван. Шкаф под сиденьем водителя можно использовать для хранения газовой плиты и посуды.

Топливные баки удобно разме­щаются под рецессом и кормовым диваном. Для обеспечения непотопляемости по бортам в районе шп. 4—6 закрепляются блоки пенопласта (кроме блоков того же материала, введенных в  конструкцию  корпуса).

«Радугу-51» необходимо оборудо­вать дистанционным управлением моторами, ходовыми огнями, легким тентом над кокпитом.

Осенью 1976 г. На воду была спущена первая «Радуга-51», по­строенная опытным ленинградским любителем водного туризма Э. К. Карасевым. Во время самых первых, еще кратковременных испытаний на Неве и в Финском заливе с двумя довольно изношенными 20-сильными моторами «Вихрь» была замерена скорость 43 км/ч при водоизмеще­нии порядка 700 кг.

Как рассказывает Э. К. Карасев, на стоянке валкость «Радуги» боль­ше, чем обычного малокилеватого катера, но ходить по борту можно, не опасаясь. Катер хорошо слушается руля, радиус циркуляции не больше полутора длин корпуса. На полном ходу крутую буксирную волну катер преодолевает довольно мягко.

raduga3

raduga4

Сама постройка корпуса по при­водимым чертежам особой сложности не представляет; для малоопытных любителей необходимым руководством может служить книга «15 проектов судов для любитель­ской постройки», выпущенная в 1975 г. издательством «Судострое­ние». Основная особенность предла­гаемого варианта постройки заклю­чается в том, что сборка корпуса производится в положении вверх ки­лем на заранее собранной секции палубы, не имеющей ни погиби, ни седловатости (первая «Радуга-51» строилась именно таким образом под открытым небом).

Материалы для постройки кор­пуса следует заготовить по приво­димой спецификации. По рабочим чертежам и плановой разбивке (в натуральную величину) изготовля­ются шпангоуты, детали палубы, боковые и лобовые стенки рубки. При сборке настила палубы (дет. 23) листы фанеры толщиной 4 мм склеиваются «на ус». Привальный брус вы­клеивается из тонких реек по месту. Вдоль кокпита и по периметру рецесса приклеиваются рейки 15X15 мм, а на шпангоутах 2—5—ко­ротыши (дет. 24).

raduga5

Простейшим стапелем будут слу­жить две доски с отфугованными кромками, выставленные горизонтально на расстоянии 1780 мм одна от другой. На них укладывается на­бором вверх палуба. Затем устанав­ливаются, временно раскрепляются рейками и вклеиваются шпангоуты, а после проверки расстояний между ними по килю и скулам — все рейки продольного набора (необходимо закрепить носовую часть палубы перед установкой киля). По пери­метру палубы укладывается слой пенопласта толщиной 100 мм.

После малковки и проверки плав­ности обводов по выставленному набору устанавливаются листы обшивки в обычном порядке. Вся об­шивка не имеет двоякой кривизны, фанера легко ложится на набор. Перед установкой реданов корпус необходимо оклеить одним слоем стеклоткани. Редан № 1 и «лыжу» желательно оклеить двумя-тремя слоями стеклоткани дополнитель­но. Транец по всему периметру приформовывается к обшивке не­сколькими полосами стеклоткани из­нутри и снаружи корпуса. После ок­лейки корпус надо зачистить, про­шпаклевать и покрасить.

Перевернутый килем вниз корпус достраивается. Пайолы в кокпите и в рубке можно сделать сплошными, уложив на днище слой пенопласта и оклеив его стеклотканью. Монти­руются конструкции рубки, стенка кормового дивана, шкаф под си­деньем  водителя,  рундуки и т.п.

 raduga6
raduga7
raduga8
raduga9
raduga10

Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo