Вы здесь

Прогулочная дюралевая моторная лодка «Обь-М»

Прогулочная дюралевая моторная лодка «Обь-М»

06.03.2013 Автор: 0 10899
Facebook Twitter Google+ Pinterest

В. Н. Бухарин, Н. Б. Смоляницкий. А. П. Швырев  «Катера и яхты» №3 (67) май-июнь 1977г

 

Прогулочная дюралевая моторная лодка «Обь-М»

 ob1

С конца 1975 г. Новоси­бирский авиационный завод им. В. П. Чкалова приступил к серийному выпуску модели «Обь-М», которая пришла на смену хорошо известной у нас «Оби». Зв восемь предыдущих лет начиная с 1967 г. предприятие из­готовило свыше 30 000 мотолодок типа «Обь». Хорошие скоростные качества при вполне достаточной для 4-метровой лодки мореходности обе­спечили популярность «Оби» не толь­ко среди судоводителей-любителей, но и у работников рыбнадзоре, навигационно-технических инспекций. Свы­ше десяти раз «Обь» выходила в число победителей в жестких усло­виях всесоюзных соревнований на приз сборника «Катера и яхты». И не случайно, что по результатам этих го­нок Новосибирский завод неоднократ­но получал приз «За самую массовую лодку», так как «Обь» неизменно составляла основную часть судов, участвующих в соревновании.

После того как первая модель «Оби» была освоена в производстве, заводские конструкторы получили возможность начать проектирование более комфортабельного ее варианта. Накопленный в процессе испытаний и эксплуатации мотолодки опыт,  отзывы поступающие на завод и предложения по ее усовершенствованию подсказывали главные направления такой работы.

Устройство дюралевой мотолодки «Обь-М». 

1—кормовой багажник; 2 —съемные мягкие сиденья; 3—гнезда для установки тента; 4—сплошной пайол; 5—зашивка пенопласта по бортам тонкими дюралевыми листами; 6—шкафчик в передней панели; 7—носовой багажный отсек с дистанционным приводом защелки люка.

 ob2

ob3 ob4

В частности, первоочередное вни­мание следовало уделить устранению ряда выявившихся недостатков пер­вой модели, таких, как отсутствие багажника (если не считать шкафчика в передней панели) и отсека для хра­нения баков с горючим; невозмож­ность использования для отдыха и ночлега всей площади кокпита, пос­кольку сиденья были сделаны и не раскладывающимися и несъемными; отсутствие тента и т. д.

«Обь-М» свободна от этих недос­татков. При сохранении неизменными основных характеристик по грузо­подъемности, пасажировместимости и допускаемой мощности устанавли­ваемого мотора новая четырехмест­ная лодка существенно отличается от «Оби» и по внешнему виду, и по об­водам, и по комплекту снабжения, значительно лучше приспособлена для дальних туристских плаваний.

Размерения увеличились незначи­тельно; в частности, повышение ши­рины корпуса на 130 мм позволило сделать кокпит заметно просторнее (на 150 мм шире) и улучшило выход лодки на глиссирование. При усовершенствовании обводов «Оби» были использованы результаты модельных испытаний этой лодки, проведенных в бассейне ЦАГИ. Увеличена килеватость днища в носовой части (вплоть до миделя). Это наряду с мерами по уменьшению ходового дифферента и некоторым повышением высоты борта позволило улучшить мореходные качества лодки; в частности, заметно снизились ударные перегрузки при ходе на волнении. На «Оби-М» разрешается выходить при волнении до 3 баллов  с удалением  от  берега на 3 км.

Развитая вторая скула, заменившая накладные були, обеспечила улучшение стартовых характеристик лодки; благодаря увеличению общей площади глиссирующих поверхностей скорость при увеличении нагрузки вплоть до полной уменьшается крайне незначительно — всего на 3 — 4 км/ч. Важно и то, что появление этой второй скулы и значительное увеличение ширины при палубе в кормовой части лодки существенно повышают безопасность плавания, в том числе при резких поворотах даже на волнении. Таким образом були, введенные в свое время для обеспечения остойчивости и увеличения запаса плавучести в корме, стали не нужны.

Получившийся скос в верхней ча­сти борта, притуплённая в плане па­луба и высокое «граненое» лобовое

стекло (вместо скругленного) делают более строгим и современным общий вид лодки.

На «Обь-М», как и на предыду­щую модель, разрешено устанавли­вать подвесной мотор мощностью до 30 л. с. На прошлогодних соревно­ваниях на приз сборника в Херсоне ульяновские моторостроители высту­пали на «Оби-М» с двумя «Ветерками-14»; кстати сказать, в кольцевой 10-мильной гонке они показали та­кую же среднюю скорость 40,3 км/ч, как и третьи призеры в том же клас­се Т-500, выступавшие на такой же лодке, но с «Вихрем-30» (в гонке с полной паспортной нагрузкой была показана скорость 34,6 км/ч).

Конструкторы отказались от при­менения герметичных объемов плаву­чести — выгораживания специального отсека под носовой палубой и булей. Теперь полностью затопленную мото­лодку поддерживают на плаву пено­пластовые блоки, уложенные вдоль бортов (зашиты тонкими дюралевы­ми листами) и на дне форпика меж­ду шп. 1—3. Свободное пространство под носовой палубой теперь исполь­зуется как вместительный багажный отсек с герметически закрывающим­ся люком в палубе; внутренняя за­щелка его открывается из кокпита при помощи дистанционного привода с тросиком в боуденовской оболоч­ке. Дополнительный багажный отсек выгорожен в корме — между тран­цем и шп. 6. Он рассчитан на размещение штатного бачка и четырех 10-литровых канистр. Для доступа в этот отсек сделаны два расположен­ных по бокам от рецесса лючка, за­крывающихся крышками.

Пассажиры размещаются на четы­рех мягких раскладывающихся си­деньях, которые теперь легко снимаются. Сиденья имеют металличе­ский каркас, зашитый фанерой. Мяг­кие подушки — съемные. Сиденья ставятся на деревянное основание, которое, в свою очередь, крепится к деревянному пайолу специальными болтами. Расположение сидений мож­но регулировать, сдвигая их как в пазах пайола, так и в кронштейне крепления основания.

Ветровое стекло, устанавливаемое на первой модели, часто ломалось. Новое ветровое стекло, вырезанное из 4-миппиметрового плексигласа, имеет жесткую окантовку по всем кромкам и три стыка по вертикаль­ным граням. На окантовке располо­жены элементы крепления тента, из­готовленного из палаточной ткани. Распорные стальные дуги тента ста­вятся в капроновые гнезда. Боковины тента откидные; в скатанном поло­жении они закрепляются лямками. Тент можно легко откинуть или снять.

Лодка оборудуется разработан­ным заводским КБ дистанционным управлением подвесным мотором типа «Вихрь»; ручки сектора газа и ре­верса установлены по левому борту кокпита на кронштейне. Колонка с рулевым колесом установлена на пе­редней панели кокпита.

Лодка комплектуется веслами, спасательным линем, ремонтной аптечкой. Весла укладываются в специаль­ные гнезда, расположенные на пайоле вдоль бортов.

Для швартовки на палубе установ­лены четыре утки-ручки. Для пере­носки имеются одна носовая и две транцевые ручки.

Следует отметить, что благодаря применению более рациональной конструкции вес собственно корпуса даже несмотря на увеличение размерений остался практически без из­менения; вес полностью снаряжен­ной лодки возрос только на 30 кг в связи с расширением комплектации (тент, ручки и другие детали, кото­рых на «Оби» не было] или усовер­шенствованием конструкции узлов оборудования (кресла, стекло).

Повышение веса лодки и измене­ние ее обводов с цепью улучшения мореходных качеств не могли не ска­заться на скорости. Можно отметить, что максимальная скорость хода на гладкой воде при малой нагрузке (один водитель) у «Оби-М», действи­тельно, на 4—5 км/ч ниже, чем у предыдущей модели. Зато при уве­личении нагрузки  скорость  практически не уменьшается; это, как и возможность поддерживать более высокую скорость на волнении, обес­печивает повышение средней путевой скорости при дальних плаваниях.

При установке 25-сильного мотора «Вихрь-М» скорость с одним водите­лем составляет 34—36 км/ч, а с пол­ной нагрузкой — 31—32 км/ч.

В процессе модернизации мото­лодки ставилась также задача улуч­шения технологичности конструкции. Основной материал (дюралюминий Д16), принцип сборки и соединения деталей заклепками из легкого спла­ва с применением уплотняющей тиоколовой ленты и замазки оставлены без изменений, однако технологиче­ский процесс изготовления лодки усовершенствован практически на всех этапах.

Разработана и изготовлена высо­копроизводительная оснастка, кото­рая обеспечивает стабильность качества, высокую точность и взаимо­заменяемость деталей. Раскрой заго­товок производится на прессовом оборудовании штампами. В большин­стве деталей одновременно с выруб­кой контура просекаются все необ­ходимые отверстия, включая отвер­стия под заклепки, инструментальные и направляющие для сборки. Детали вырубаются без припусков — в номи­нальный размер, что исключает необ­ходимость обрезки после формооб­разования и подгонки.

На заводе были изготовлены ори­гинальные штампы, позволяющие по­лучать самые сложные по форме крупные детали обшивки. Благодаря этому нижняя часть бортов выштам повышается вместе с деталями днища, весь собственно корпус (до уровня верхней скулы) собирается всего из трех деталей, имеющих одинаковую толщину 2 мм. Такое решение, как и отказ от накладных булей, позволило значительно уменьшить количество соединяемых деталей и число закле­пок, упростило сборочные работы, снизило трудоемкость изготовления лодки.

Корпус лодки собирается из двух секций — нижней (собственно корпус) и верхней (палубы) —с соединением на уровне верхней скулы. Сборке секции собственно корпуса произво­дится в специальном кондукторе. По окончании клепки швов по обшивке на нее ставятся транец (также выштампованный из 2-миллиметрового листа, причем для придания жестко­сти на нем делаются соответствую­щие высадки), шесть днищевых стрингеров и семь шпангоутов, и две поперечные переборки (на шп. 3 и 6). Секция палубы также собирается в кондукторе из двух крупных штампованных деталей, включающих бортовые скосы, передней панели, окантовки по вырезу кокпита, крышки лю­ка и ребер жесткости.

Соединение секций палубы и дни­ща производится в специализирован­ном приспособлении; стык по всему периметру окантовывается прессо­ванным профилем.

ob5

Сборка корпуса ведется с макси­мальным использованием высокопро­изводительного прессового оборудо­вания для холодной клепки. Прессо­вая клепка составляет 60—70% всего объема клепальных работ.

Корпус лодки снаружи окраши­вается в один или два цвета (в ос­новном применяются красный, оран­жевый и белый цвета). Внутренние поверхности окрашены светло-серой краской с голубым оттенком.

Можно отметить, что завод добил­ся значительного повышения потре­бительских качеств новой модели без увеличения розничной цены. Цена «Оби-М» — 610 руб. (исполнение 1) и 580 руб. (без тента; исполнение 2).

От владельцев лодки «Обь-М» по­лучено много писем с положитель­ными отзывами. Есть в поступающих письмах и предложения, реализация которых позволит улучшить некото­рые узлы лодки. Все подобные пред­ложения рассматриваются, большая часть их будет принята и внедрена.

 

Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo