.

Вы здесь

Мини-тримаран «Триоль»

Мини-тримаран «Триоль»

22.02.2013 Автор: 0 9905

Г. С. Адрианов

«Катера и яхты» №1 (65) январь-февраль 1977г.

Мини-тримаран «Триоль»

trimaram1-small

Большой формат чертежа для печати  

Крейсерский тримаран «Триоль» проектировался и строился как модель большого тримарана для проверки представлений автора о судах этого типа.

Требования   комфорта  и  других потребительских качеств на нем рассматривались как второстепенные, но обитаемость, однако, получилась вполне удовлетворительная, учитывая незначительный вес и размеры судна. На тримаране оборудованы три постоянных спальных места, имеются достаточные объемы для размещения снабжения, провизии и т. п. (полезный объем корпусов 8,4 м3).

Постройка тримарана на открытом воздухе заняла у меня (работал я один) пять месяцев.

В конструкции использованы совокупности   выпуклых  поверхностей, обладающих большей жесткостью, благодаря чему удалось существенно облегчить набор корпуса. Для наружной обшивки и переборок использована 6-миллиметровая фанера, набор выполнен по поперечной системе. Основными несущими деталями главного корпуса и моста-крыла являются: киль; носовая переборка; носовая балка сложной объемной формы со степсом, установленным на ней; кормовая балка, собранная в виде двутавра; транец и палубный настил.

trimaran2-small

Большой формат чертежа для печати 

В поплавках имеется только продольный набор: гнутоклеенный киль сечением 90X30, привальные брусья 40X18,   стрингера   20ХЮ   мм, Обшивка поплавков выполнена из 3-миллиметровой фанеры, палуба — из фанеры толщиной 6 мм.

trimaran3-small

Большой формат чертежа для печати 

Поплавки имеют асимметричные обводы с треугольными поперечными сечениями и наибольшей выпуклостью, обращенной вовнутрь. ДП поплавка наклонена на 8°, и за счет резиновых амортизаторов и упругих сил накладных трубчатых балок поплавки могут качаться вокруг продольной оси, параллельной ДП, на10 — 15°. Каждый поплавок крепится на четырех болтах М8. Благодаря эластичному креплению поплавков динамические нагрузки в соединении невелики и конструкцию мостика можно сделать более легкой. Мачта вращается. Парусное вооружение применено от швертбота класса «М». Центровка составляет 7% длины по ватерлинии — как у килевых яхт. Однако центр бокового сопротивления поплавков смещен в нос, так как гидродинамическая поперечная сила на поплавках приложена в районе наибольшей выпуклости их погруженных поверхностей.

Внутреннее оборудование состоит из продольных ящиков-диванов, откидывающихся спинок-коек и настилов, выполняющих различные функции. Носовая переборка выполнена таким образом, что не препятствует циркуляции воздуха по всему объему.

Высота в каюте—1,18 м. В форпике расположено постоянное двуспальное место. На крыльях мостика слева и справа находятся еще по одному спальному месту. На крыльях, в диванах, под носовым и кормовым настилами, в поплавках хранится снабжение и личные вещи экипажа. Каюты достаточно освещены. Верхняя палуба просторна и удобна для работы в любую погоду. В кокпите размещается вся команда из четырех человек.

Начальная остойчивость тримарана очень высока. Когда на один поплавок встают три человека, крен составляет не более 3—5".

Работая гребком или галаня рулем на «Триоле» легко маневрировать на акватории стоянки. При усилении ветра это делать трудно: из-за малого веса судно легко сносит.

Вызывала опасение возможность ударов волн в нижнюю часть моста, имеющую значительную площадь и расположенную близко от поверхности воды. Но за время эксплуатации таких ударов не было даже при значительном волнении (свыше 1 м) — тримаран имеет хорошую всхожесть на волну, легко рассекает отдельные гребни усиленной лобовой частью моста. Качка становится заметной только при ослаблении ветра и соизмеримых с судном размерах волны.

Поворотливость тримарана лучше, чем у «Фолькбота». Благодаря асимметричным поплавкам тримаран идет в крутой бейдевинд с небольшим дрейфом; за счет значительной скорости его лавировочные качества уравниваются с «Фолькботом» и «Нефритом».

Наибольшая средняя скорость, достигнутая «Триолем» на переходе—12 уз. Как и у всех легких судов скорость набирается так быстро, что иногда палуба буквально уходит из-под ног. Когда наветренный поплавок выходит из воды и наступает устойчивое движение, находясь в кокпите, испытываешь ощущение полета.

При курсе фордевинд скорость тримарана резко снижается, поэтому лучше идти курсом бакштаг, меняя галсы.

Плавучесть кормы тримарана оказывается недостаточной в слабый ветер, поэтому с командой в кокпите он идет с дифферентом на корму, но при усилении ветра подветренный поплавок входит полностью в воду и выравнивает судно.

Управление тримараном весьма своеобразно и требует навыков. Отсутствие глубоко опущенных швертов позволяет ходить на глубинах до 0,5 м. Но в сильное волнение это делать не стоит, так как возможны удары корпусом о дно. Удобна высадка на берег — со всем крейсерским снабжением судно буквально выскакивает на глубины порядка 0,2 м.

Тримаран оказался чрезвычайно чувствительным к настройке вооружения. Даже степень набивки лат в карманах паруса заметно сказывается на скорости.

Построенный тримаран, являясь экспериментальной моделью, на мой взгляд, дал интересный материал для проектирования и строительства большого гоночного судна на современном уровне. Дальнейшие испытания «Триоля» будут проведены с инструментальными замерами, которые предполагается обработать по современной методике. Количественные оценки в большей степени смогут быть использованы для проектирования гоночного тримарана.

Boatportal.ru

logo