.

Вы здесь

Первый 30-сильный мотор

Первый 30-сильный мотор

22.02.2011 Автор: 0 10305

П. А. Захаров, П. А. Сидоров, P. В. Страшкевич, Г. Г. Шкляр

Сравнительные данные серийной и новой модификации мотора «Вихрь»

 

В 1967 г. Головное Серийно-конструкторское бюро (СКБ) Куйбышевского моторостроительного завода им. Фрунзе приступило к разработке 30-сильной модели подвесного мотора «Вихрь». После многих месяцев напряженной работы в июне 1968 г. первый опытный экземпляр был готов. В моторе применены многие детали серийного «Вихря». Изменения претерпел главным образом сам двигатель. Поддон, дейдвудная труба, узел подвески, редуктор пока остались без изменений. Это вызвано, во-первых, желанием сохранить максимальную взаимозаменяемость узлов и деталей, во-вторых, трудностью перехода целиком на новую конструкцию при выпуске в настоящее время почти 50 000 моторов в год. Даже внешний вид мотора предполагается первое время оставить прежним, хотя уже разработан кожух более современного вида.

Рабочий объем нового двигателя составляет 496 см3 при диаметре поршня 72 мм (вместо 422 см3 и 67 мм у серийного мотора). Внедрена возвратно-петлевая продувка, обеспечивающая более высокий коэффициент наполнения цилиндра рабочей смесью, чем старая дефлекторная. Эти мероприятия позволили поднять мощность двигателя до 27—30 л. с.

Первый опытный экземпляр №ОП-01 имел мощность 29,3 л. с.

Конструктивно по-новому решены некоторые основные узлы и детали мотора. Например, в блок цилиндров из алюминиевого сплава запрессованы чугунные гильзы. Блок стал на 3,5—4 кг легче. Поршень имеет сферическое днище без дефлектора. Диаметр диффузора карбюратора увеличен до 30 мм.

Были усовершенствованы и серийные узлы, такие как глушитель и картер.

Новый «Вихрь» оборудован электростартером СТЛ-100 от аккумулятора с системой подзарядки при помощи генераторной катушки, блока диодов и контактора КМ-50-12, а также системой отбора электроэнергии для питания сети освещения и сигнальных огней судна.

Таким образом, «Вихрь-30» выходит на уровень лучших образцов, таких, например, как шведский мотор «Пента-30», который при весе 49 кг имеет мощность 29,1 л. с. При этом следует учесть, что «Пента-30» имеет степень сжатия 10 и работает только на высокооктановых бензинах и специальных маслах.

Опытный мотор «Вихрь-30» был установлен на катере «Прогресс» для испытаний в реальных условиях. К 10 сентября 1968 г. двигатель проработал 183 часа, в основном на максимальных режимах. Скорость катера с четырьмя человеками на борту составляла около 40 км/час. Мотор прошел испытания без поломок.

После этого было решено приступить к изготовлению первой опытной партии лодочных моторов «Вихрь-30» и провести ходовые испытания по маршруту Куйбышев — Ульяновск — Куйбышев. И вот 10 сентября четыре катера «Прогресс» с моторами «Вихрь-30» отправились в путь.

Эти испытания проходили в тяжелых штормовых условиях. Температура воздуха не превышала 6—8°С, на Куйбышевском водохранилище свирепствовал сильный ветер и волнение в 4—5 баллов при температуре воды 16—18°.

 

Протяженность маршрута была около 600 км.

Испытания длились четверо суток. Ввиду сильного шквального ветра порой не было возможности выйти в Куйбышевское море, за четверо суток общее ходовое время составило только 19 часов. Каждая лодка несла по 450—500 кг (экипаж, запасы горючего и снаряжение), и на волне скорость не превышала 30—35 км/час. При движении по штормовому морю моторы испытывали большие динамические перегрузки, так как при подъеме катера на волну гребной винт оказывался свободным от воды, и мотор развивал обороты выше предельно допустимых; затем при резком падении катера с гребня волны и ударе о следующий вал. обороты мотора от сильной перегрузки резко падали до минимальных. Неоднократно по подводной части моторов ударяли плавающие предметы (топляки, затопленные пни деревьев и т. п.).

Несмотря на тяжелые условия работы, все системы работали безотказно. Пришлось только заменить свечи СИ-12 из-за обедненной смеси на одном моторе.

Катера «Прогресс» после перехода нуждались в капитальном ремонте вследствие появившихся сильных течей в клепаных швах и разрушения опорных профилей и сидений.

Мы, разумеется, понимаем, что эти испытания недостаточны для окончательного заключения о полной работоспособности новых моторов, однако результаты являются обнадеживающими.

По окончании пробега Куйбышев — Ульяновск — Куйбышев моторы № ОП-02 и ОП-04 были установлены на электротормозной стенд для снятия внешних характеристик. При этом получены следующие данные:

Мотор Мотор №ОП-02 №ОП-04
Мощность при 5000 об/мин, л. с 28,1 29,2
Часовой расход топлива, кг/час 9,85 10,2

В 1970 г. первые партии моторов «Вихрь-30» поступят в торговую сеть для продажи населению.

Схема дефлекторной ("Вихрь-20") и возвратно-петлевой ("Вихрь-30") продувки цилиндров.

Boatportal.ru

logo