Вы здесь

Испытываются "Косатка" и "Вихрь-30"

Испытываются "Косатка" и "Вихрь-30"

22.02.2011 Автор: 0 10326
Facebook Twitter Google+ Pinterest

У нас было сразу две цели — испытать новый (еще не серийный) мотор и проверить корпус лодки, которая специально для него спроектирована. «Вихрь-30» — первый отечественный подвесной мотор мощностью 30 л. с. В этом номере его представляют сами конструкторы, а еще раньше (в №17 сборника) уже рассказывалось об испытательном пробеге на «прогрессах» с новым «Вихрем» по маршруту Куйбышев — Ульяновск. Теперь нам хотелось не только проверить полученные во время этого пробега данные, но и посмотреть, как мотор будет вести себя, когда эксплуатировать его начнут не заводские специалисты-моторостроители, а рядовые потребители. Кроме того, наша «Косатка» (чертежи ее помещены выше) рассчитана на большую мореходность, чем «прогрессы»; следовательно, теперь мы имели возможность проверить мотор в более тяжелых условиях, чем те, что были на Куйбышевском водохранилище.

Испытания «на совместимость» «Вихря-30» и «Косатки» начались на Неве и в Финском заливе. Результаты оказались обнадеживающими. На спокойной воде лодка с нагрузкой два человека плюс бачок бензина показала скорость 43 км/час, т. е. примерно столько же, сколько «Прогресс». Однако в заливе — на полуметровой волне наша лодка уже оставляла «Прогресс» за кормой.

Мы выходили в залив и при волне до метра включительно. При ходе против волны «Косатка», срываясь на полной скорости с одного гребня, с размаху ударялась о другой, однако клиновидное днище демпфировало удары настолько, что они оказывались не опасными ни для прочности корпуса лодки, ни для настроения экипажа. На попутной волне лодка была устойчива на курсе и легко всходила на гребень.

«Косатка» с двумя человеками на борту легко буксировала лыжника, но выяснилось, что, во-первых, полные обороты на старте нужно давать как можно раньше (скорость лодка набирает медленнее, чем плоскодонка), а во-вторых — оба человека должны находиться на передней банке, иначе получается слишком большой дифферент на корму.

За время первых прикидок мы накатали примерно 800 километров. Мотор работал надежно. Единственное, что доставило нам хлопоты, это реверс. Однажды, при включении переднего хода в редукторе раздался треск. Мы испугались самого худшего — полетели шестерни! Неисправность оказалась, однако, менее значительной: шестерни вышли из зацепления из-за того, что ослабло крепление вертикальной тяги реверса. Все же потребовалось около часа работы для устранения этой неполадки — пришлось снимать несколько деталей (валик привода заслонки карбюратора, бобины) и изощряться, чтобы затянуть гайку на конусном болте тяги реверса, расположенном в труднодоступном месте.

Впрочем, нам пришлось познакомиться и с другими недостатками, которые новый «Вихрь» унаследовал вместе с дейдвудом от 20-спльной модели. О них уже был разговор в нашем сборнике. Это нечеткая фиксация положения ручки при переключении реверса, что является причиной неожиданного включения заднего хода вместо холостого. Это слабая защелка, плохо удерживающая мотор от откидывания при включении заднего хода. Наконец, сохранился и пресловутый «левый уклон» мотора, который, правда не причинял нам неудобств, так как лодка была оборудована штурвальным управлением. В серийных 30-сильных моторах эти недостатки должны быть устранены.

В то же время мы буквально наслаждались легким запуском как от электростартера, так и пусковым шнуром, стабильной работой системы зажигания. Все органы управления мотором были сосредоточены на пульте рулевого, который, не сходя с места, заводил мотор, управлял «газом» и реверсом и в случае необходимости мог останавливать мотор кнопкой «стоп».

Чтобы сделать окончательный вывод о «Вихре-30» и «Косатке», мы решили испытать их в плавании на Ладожско-Онежском бассейне. За шесть дней этого похода мы прошли около 1000 км по Неве, Ладожским каналам, Свири, выходили в Онежское озеро при волне высотой 1,2—1,5 м. Нам кажется, что в основном лодка оправдала возлагавшиеся на нее надежды. Средняя скорость на переходе составила более 30 км/час при нагрузке около 450 кг (2 человека. 100 кг бензина, аккумулятор, мотор, снаряжение). И это независимо от волны и ветра. В корпусе было сухо, вычерпывать приходилось только то, что попадало туда с неба. Ни через борт, ни сквозь обшивку «Косатка» воды не брала. Реданы хорошо отсекали воду и брызги от бортов, а слой стеклоткани на эпоксидной смоле надежно защищал фанерную обшивку.

Единственное, на что хочется обратить внимание всех, кто будет строить «Косатку» в расчете па дальние плавания, — ограниченность полезных площадей и объемов. Правда, в кокпите, защищенном тентом, достаточно места, чтобы оборудовать па ночь два-три спальных места, однако все остальное имущество при этом нам приходилось заталкивать в форпик или даже выносить на берег. Особенные неприятности доставлял бензин. У нас, кроме штатного бачка, была одна 25-литровая канистра и 60-литровая емкость (тот, кто плавал по рекам Северо-Запада, не упрекнет нас за лишние запасы), и вот каждый вечер этот бензосклад приходилось перебазировать на берег, так как под тентом из-за запаха бензина печем было дышать, не говоря уже о соображениях пожарной безопасности.

Какие могут быть даны рекомендации?

Во-первых, предусмотреть встроенные бензобаки литров на 60 под передним сиденьем: это, кстати, улучшит и центровку лодки.

Кроме того, если забор горючего сделать прямо из этих баков, отпадет необходимость в частых перезаправках штатного бачка. Ведь 20 литров «Вихрь-30» съедает за полтора часа работы!

Во-вторых, полезно оборудовать лодку небольшими регулируемыми транцевыми плитами, что позволит снизить ходовой дифферент, улучшить приемистость и увеличить скорость лодки при полной нагрузке и буксировке воднолыжника.

В-третьих, не лишне будет сделать внутреннюю зашивку бортов и оборудовать здесь ящики и полочки для походного снаряжения и запасов. Хранить парадную одежду советуем в полиэтиленовом мешке под кормовой банкой. Можно, конечно, еще кое-что придумать, чтобы сделать лодку более комфортабельной, но это уж дело индивидуального вкуса.

Наш поход явился неплохой проверкой для мотора в реальных условиях эксплуатации. «Вихрь» выдержал и плавание по отмелям, и удары о топляки, и длительные форсированные режимы работы. Иногда приходилось заправляться «случайным» бензином неизвестной марки. И все же после холодных туманных ночей нам почти всегда удавалось завести мотор с первой попытки. Единственной серьезной неполадкой, которая произошла у нас в дороге, был выход из строя выносной катушки зажигания.

Наша лодка, выкрашенная белой эмалью, с ярко-красными надписями «Катера и яхты» по бортам, пользовалась на стоянках вниманием. Но несравненно больше любопытных собирал «Впхрь-30». Обычно первыми же вопросами были: «Когда такой мотор пойдет в продажу?» и «Сколько он будет стоить?». Ни о том, ни о другом ничего определенного мы сказать не могли, зато охотно демонстрировали собравшимся безотказный электрозапуск и называли технические характеристики нового «Вихря», который — мы еще раз в этом убедились — заслуживает высокой оценки.

И в заключение: для моторов «Вихрь-30» и более мощных, выпуск которых готовится нашей промышленностью, нужны прочные мореходные лодки, более крупные, чем «Косатка». Наша лодка была спроектирована и построена в порядке эксперимента. Нет смысла слепо копировать ее, особенно при серийной постройке, но мы считаем, что эксперимент удался, и в пользу обводов «глубокое V», о которых не раз сообщалось в сборнике, имеется еще один практический аргумент.

Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo