Вы здесь

На "ветряной мельнице" по "ревущим сороковым"

На "ветряной мельнице" по "ревущим сороковым"

12.02.2011 Автор: 0 10187
Facebook Twitter Google+ Pinterest

На "ветряной мельнице" по "ревущим сороковым"

Как сообщает английский конструктор Джон Тил, после неудачой попытки выиграть гонки Каус—Торки на «Адской пыхтелке» братья Ван дер Мерве решили переключиться на парус и принять участие в безостановочной гонке одиночек вокруг света на приз газеты «Санди Таймс». Какое судно строить?

Понаблюдав за яхтами в море, братья решили, что обычные паруса — очень невыгодный способ использования энергии ветра и можно добиться лучших результатов, применив в качестве двигателя крылья ветряной мельницы.

Лопасти ветряной мельницы закреплены перпендикулярно оси вращения. Если расположить их таким же образом на судне, то это приведет к уменьшению его остойчивости. Поэтому решено было ось вращения расположить вертикально, а лопасти закрепить к ней под углом 45° к горизонту.

На рабочем ходу (около 150° по дуге окружности) лопасть за счет сцепления конической шестерни, насаженной на ее ось, с неподвижным коническим колесом удерживается в плоскости, перпендикулярной направлению ветра. Часть зубьев конического колеса срезана с таким расчетом, чтобы лопасть, пройдя участок рабочего хода, разворачивалась в положение флюгера. Как это происходит, можно видеть на схеме.

Чтобы дать задний ход, нужно повернуть коническое колесо на 180°.

Устройство через цепную передачу приводит в движение два кормовых гребных колеса с поворотными плицами.

Свою «мельницу» братья установили на катамаране. Выбор был основан тем, что, во-первых, катамаран обеспечивает наиболее устойчивую и надежную платформу для «мельницы»; во-вторых, размещение гребных колес между двумя корпусами обеспечивает наиболее эффективную работу движителя; в третьих, двухкорпусное судно можно легко перевозить по частям, что имело немаловажное значение — ферма Ван дер Мерве удалена от ближайшего порта на расстояние около 400 миль.

Каждый корпус катамарана имел длину 8,54 м, ширину 1,22 м и осадку 0,66 м.

Через месяц с небольшим судно и движущее устройство были готовы. Испытания проводились на акватории большого водохранилища неподалеку от фермы.

При хорошем ветре скорость судна достигала 25 узлов. Когда уже поднялись довольно крутые волны, обнаружилось одно неожиданное качество судна, а именно: при небольшом угле поворота лопасти создавали подъемную силу и судно скользило с гребня на гребень волны, так как «мельница» работала уже по принципу вертолета. Судно показало себя очень хорошо, и братья решили доставить его на океанское побережье и там испробовать еще раз.

Перед отъездом на побережье был намечен маршрут, позволяющий испытать судно в различных условиях, которые могли бы встретиться во время кругосветного плавания. Основными пунктами этого маршрута были: Кейптаун, остров Святой Елены, затем по «ревущим сороковым» до острова Южная Георгия, оттуда до островов группы Крозе, потом Мадагаскар, Мозамбик — всего около 11 000 миль.

Рейс до острова Святой Елены проходил нормально, и, хотя некоторые детали нуждались в доделках, средняя скорость судна составляла 12 узлов. Но как только они достигли «ревущих сороковых», начались вещи совершенно невообразимые. Судно двигалось огромными прыжками, поднимаясь в воздух, а затем с силой обрушиваясь на воду. По словам братьев, во время некоторых прыжков судно пролетало по воздуху свыше трехсот метров! Временами они боялись за гребные колеса, которые вращались в воздухе с угрожающей скоростью, намного превосходящей расчетную. Как бы то ни было, до острова Мадагаскар, на подходе к которому судно попало в особенно сильный шторм, братья добрались успешно.

Аппарат братьев Ван дер Мерве.

1 — крыло «ветряной мельницы»;
2 — зубчатая передача;
3 — цепная передача;
4 — дифференциал;
5 —плица гребного колеса.

 

 

После небольшого отдыха они вновь пустились в путь по направлению к Мозамбику, причем этот отрезок пути опасений не вызывал — грозные сороковые широты остались позади. В первый день задувало слабо, и судно продвигалось со скоростью 5—6 узлов. Ночью ветер усилился, и вскоре катамаран снова запрыгал по волнам. Ветер все крепчал и вдруг изменил направление на 180°. Причин для беспокойства не было, так как следовало просто повернуть коническую шестерню на определенный угол. Поворот осуществлялся при помощи червячной передачи, которую братья сняли со старой молотилки. Из-за слишком большой приложенной силы резьба сорвалась. Провернуть коническую шестерню другим способом было невозможно. Судно начало двигаться кормой вперед в противоположном направлении, причем гребные колеса, вращаясь, забрасывали массу воды на палубу. В конце концов братьям с большим трудом удалось пристать к острову Грейт Минно у Мадагаскара, использовав ненужный уже рангоут как весла.

Снова неудача. Но братья Ван дер Мерве не пали духом. Они вернулись на ферму, и вскоре у них появилась другая идея. Конкретно они ничего не рассказывают, но дают понять, что собираются скомбинировать что-то из своей ветряной мельницы и роторного движителя Флеттнера.

Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo