.

Вы здесь

Парусно-моторный бот «Мирный»

Парусно-моторный бот «Мирный»

13.03.2010 Автор: 0 10503

Журнал Катера и Яхты №154 1992 г., А. ПЛАТОНОВ

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ БОТА «МИРНЫЙ» («ТЭ-32»)

Длина наибольшая, м - 9,57

Длина по КВЛ, м - 9,00

Ширина наибольшая, м - 2,5

Осадка габаритная, м - 0,95

Высота борта, м - 1,31

Водоизмещение, т:

порожнем - 4,88

полное - 6,08

Мощность главного двигателя, л. с. - 25

Площадь парусности, м2 - 16

Удаление от берега, миль - 10

В январе 1991 г. Исполком Совета народных депутатов г. Хвалынска Саратовской обл. зарегистрировал частное предприятие «Платонов-катер-модерн». Сфера деятельности этого предприятия, основанного инженером-механиком, директором дома отдыха «Волжские Зори» Алексеем Георгиевичем Платоновым, очерчена такой формулировкой: проектные работы по усовершенствованию и реконструкции маломерных судов и их оборудования; консультации по вопросам эксплуатации и ремонта судов; выполнение отдельных заказов по ремонту оборудования и двигателей катеров и автомобилей; гостиничные услуги туристам-водникам; посреднические услуги.

Базой для создания нового предприятия послужил большой опыт постройки малых судов собственными силами (описываемый бот «Мирный» — это седьмое судно, которое А. Платонов построил и на котором ходит теперь в качестве капитана). Много лет ушло на оборудование домашней судоверфи. Сейчас ее помещения имеют площадь 66 квадратных метров. Отапливаемая мастерская (площадью 14,8 м2) укомплектована всем необходимым оборудованием, включая токарный станок.

Общий вид (экспедиционный вариант).

Общее расположение

1 — откидная банка; 2—рулевая рубка; 3 — топливная цистерна; 4 — эхолот ЭПО-1ОШ; 5—пульт главного двигателя; 6 — съемные люки МО; 7 — электростанция 4 кВт/220 В; 8 — отсек газовых баллонов; 9 — полка; 10 — диван; 11 — складной стол; 12 — отопительный камелек; 13 — двуспальное место; 14 — цепной ящик; 15 — форпик; 16 — столик; 17 — носовая каюта; 18 — шкаф; 19 — кубрик; 20 — гальюн; 21 — аккумуляторная батарея; 22 — машинное отделение (МО); 23 — главный двигатель ДС-25; 24 — ГРЩ и радиостанция; 25 — штурманский стол; 26 — банка-рундук; 27 — люк; 28 — ахтерпик.

Проектирование и постройка бота «Мирный», в целом занявшие шесть лет, стали для А. Платонова пробным камнем, на котором он оттачивал мастерство и проверял готовность к тому, чтобы стать предпринимателем в области малого судостроения.
Еще один пример тому, как трудолюбивым и энергичным людям в условиях свободного предпринимательства удается совместить увлечение с деловой деятельностью.

Почти шесть лет строилось это парусно-моторное судно, предназначенное для дальних экспедиционных плаваний по магистральным рекам, водохранилищам, озерам и в прибрежном районе морей.

Судно проектировалось и строилось для эксплуатации в жестких погодных условиях — бот может ходить в мелкобитом льду, нормально эксплуатироваться при температуре окружающего воздуха до -5 °С; мореходность его — до 4 баллов включительно. Начальная поперечная метацентрическая высота при полном водоизмещении — 0,59 м.

Большую помощь в разработке проекта мне оказали профессиональные судостроители из Ленинграда А. Стружилин и В. Шайдоров, а также С. Дружинин из Саратова.

Корпус «Мирного» был построен на Саратовском судоремонтном заводе, имеющем большой опыт в строительстве малотоннажных стальных судов. Достроечные работы велись на домашней судоверфи в течение трех лет силами двух-четырех человек.
Бот имеет круглоскулые обводы, наклонный форштевень, транцевую с подзором и полутоннельным днищем корму.

Корпус бота — стальной конструкции с поперечной системой набора. Шпангоуты из полосовой стали толщиной 6 мм, шпация — 450 мм. Наружная обшивка днища выполнена из листов стали ВСт.3сп. толщиной 3 мм, в районе двигателя — 4 мм. Толщина бортовой обшивки — 2 мм, что обусловило появление в процессе сварки корпуса значительных деформаций, ухудшивших внешний вид судна. В дальнейшем намечается всю обшивку делать из листов толщиной 3 мм, что позволит устранить деформации при незначительном увеличении веса корпуса.

Пустотелый киль имеет трапециевидное сечение и заполнен отработанным трансмиссионным маслом.
Отличительной особенностью бота является полноразмерная рулевая рубка с панорамным обзором, расположенная в корме; из нее хорошо видно все судно и паруса.

Корпус бота разделен на отсеки тремя водонепроницаемыми переборками: форпиковой, ахтерпиковой и моторного отсека (на шп. 11). Жилое помещение состоит из носовой каюты с двуспальной койкой и кубрика,
оборудованного диванами, под которыми, так же как и под койкой каюты, размещены рундуки для снаряжения. В кубрике расположен стол со складывающимися боковыми столешницами. Между столом и переборкой каюты установлены камелек и одноконфорочная газовая плитка (четыре газовых баллона хранятся в рундуке в самоотливном кокпите над машинным отделением). Гальюн расположен в кормовой части кубрика по правому борту и на длину одной шпации заходит в МО.

Помещения термоизолированы пенопластом — по бортам толщиной 50 мм, по комингсам и подволокам толщиной 30 мм. Благодаря добротной термоизоляции и эффективной вентиляции на борту комфортабельные условия сохраняются как в жару, так и в холод.

При температуре наружного воздуха -2 °С и штормовом ветре благодаря работе камелька температура в кубрике и каюте достигает +20 +25 °С. Отопление помещений на ходу осуществляется двумя автомобильными отопи-телями; на стоянке кубрик и каюта обогреваются катерным камельком производства Архангельского завода «Красная кузница».

В машинном отделении установлены судовой дизель "ДС-25", аккумулятор емкостью 132 А - ч и автономная бензиновая электростанция мощностью 4 кВт. Отсек оборудован естественной приточно-вытяжной вентиляцией и приточной принудительной вентиляцией — установлен электровентилятор. Здесь установлен также электрический осушительный насос НЦ-300 производительностью 0,7 м3/ч.

Запас топлива обеспечивает дальность плавания под двигателем 600 км. Запас питьевой воды (125 л) хранится во вкладных цистернах под пайолами кубрика и в анкерке под трапом рулевой рубки.

Пассажировместимость бота 12 чел., но в дальние экспедиционные плавания может отправляться экипаж в составе 4—
5 чел. Пятое спальное место может быть устроено в рулевой рубке.

Скорость хода при полном водоизмещении при номинальных оборотах двигателя в тихую погоду 13,5 км/ч.
Вспомогательное парусное вооружение, аналогичное примененному на соломбальском парусно-моторном боте "ПБ-27", используется в основном на попутных курсах, для успокоения качки и на случай отказа двигателя или отсутствия топлива.

Мачта длиной 4,8 м изготовлена из алюминиевого сплава; гик и гафель деревянные. Стаксель имеет площадь 4,3 м2; гафельный грот — 11,7 м2.

В качестве тузика используется гребная лодочка «Ерш», которая вывешивается на кран-балке за транцем. Судно снабжено двумя якорями: носовым Матросова весом 15 кг и кормовым Данфорта весом 10 кг.

Прямая килевая линия (по нижней кромке киля) хорошо защищает винто-рулевой комплекс при наезде на топляки или посадке на мель; в приливно-отливных зонах бот может быть смело поставлен на обсушку в любом месте.

Судно устойчиво на курсе и обладает достаточной поворотливостью: на ходовых испытаниях диаметр установившейся циркуляции составил три длины корпуса. При высоте волны около 2,5 м бот начинает принимать воду на носовую палубу. При движении на волнении брызги ветром относит на рубку, поэтому приходится прибегать к помощи стеклоочистителя.

«Мирный» укомплектован необходимым навигационным оборудованием. В качестве главного и путевого применен компас КМ-100М2; имеется эхолот ЭПО-10Ш. Радиосвязь на частотах речного флота осуществляется на 8-ми каналах с помощью радиостанций РСД-70ЧМ; предусмотрено переговорное устройство для связи между рубкой и носовой надстройкой, имеется также громкоговорящая установка ГУ-20М.

Параллельно разрабатывалась и вторая модификация бота, у которой в носовой части вместо кубрика оборудован открытый трюм. Этот вариант может быть использован для перевозки пассажиров (на короткие расстояния) или мелких партий грузов (весом до 1,5 т), в качестве спасательного судна или плавучей мастерской для оказания помощи маломерным судам. Бот "ТЭ-32" достаточно энерговооружен (удельная мощность — 4 л. с./т, упор гребного винта — 525 кгс), чтобы буксировать суда водоизмещением до 25 т. Он может применяться и на рыбном промысле.

Boatportal.ru

logo