.

Вы здесь

Картоп-лодка «Ильмень»

Картоп-лодка «Ильмень»

13.03.2010 Автор: 0 10142

Журнал Катера и Яхты №154 1992 г., В. КРЫЛОВ

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ЛОДКИ «ИЛЬМЕНЬ»

Длина, м - 3,0

Ширина, м - 1,4

Высота борта на миделе, м - 0,6

Вес, кг:

без оборудования - 37

с оборудованием - 46

Приступая к проектированию этой картоп-лодки я ставил целью создать максимально универсальное судно, пригодное для эксплуатации туристами, рыбаками и любителями скоростных прогулок в различных климатических условиях, на веслах и под мотором.

Обводы корпуса напоминают тримаран с бортовыми лыжами-спонсонами асимметричной формы. Средняя лыжа несколько шире и выше бортовых; она служит в первую очередь для отвода аэрированной воды от диска гребного винта. Поперечные сечения тоннелей образованы дугами окружности переменного радиуса, который уменьшается к корме. Наружные поверхности бортовых спонсо-нов также имеют переменную килеватость и переходят в кормовой части корпуса в наклонный брызгоотбойник. На бортах предусмотрен горизонтальный уступ-шельф, резко увеличивающий ширину корпуса выше ватерлинии. В корме, на нижней поверхности уступа, отформован буртик, уменьшающий брызгообразование и удобный для захвата рукой при погрузке лодки на верхний багажник автомобиля. Шельф, плавно поднимаясь к носу, опоясывает всю носовую оконечность перед сводами тоннелей, на ходу он эффективно отражает брызги вниз (и облегчает погрузку и переноску лодки).

При малой нагрузке ватерлиния лодки почти совпадает с нижним брызгоотбойником. Линии нижних скул плавно сужаются и поднимаются от миделя к носу и корме. Благодаря этому значительно снижается сопротивление воды движению лодки в водоизмещающем режиме, например при плавании на веслах. Прямолинейные кили-лыжи способствуют устойчивости лодки на курсе. Кроме того, при подходе к отмелому берегу лодка опирается о грунт боковыми килями и не кренится при посадке и выходе с нее людей.

Схема обводов и общего вида лодки: а — вид на транец; б — конструктивный мидель-шпангоут.

В режиме глиссирования нижняя скупа полностью выходит из воды и работает как брызгоотбойник. Расширение бортов на уровне шельфа ограничивает крен лодки при циркуляции на большой скорости. Благодаря развитым брызгоотбойникам и запалубленной носовой части кокпит не забрызгивается при высоте волны до 0,8 м.

Мотолодка обладает хорошей статической остойчивостью. При попытке накренить лодку в воду входит шельф и больше крен не увеличивается. Нижняя поверхность шельфа имеет наклон к корме, что облегчает выход на глиссирование. Под «Ве-терком-8» лодка развивает скорость около 25 км/ч, мягко идет по волне, на поворотах практически не получает крена.

В палубной секции, которая соединяется с основным корпусом на фланце, отформованы самоотливной рецесс, кокпит размером 2 X 1.2 м, фальшборт с буртиком для ветрового стекла. Получается двухкорпусная конструкция, в которой все лицевые поверхности глянцевые.

Лодка имеет четыре багажных отделения: под палубой в носу — для хранения сухой одежды и спасательных средств, под рецессом — для канистр с топливом, якоря и швартовных концов, и два бортовых багажника между корпусами — для хранения рыболовных и охотничьих снастей и продуктов питания. На охоте и рыбалке можно сидеть на палубе — для лучшего обзора.
На передней наклонной стенке кокпита можно установить дистанционное управление мотором. Днище кокпита имеет незначительную кривизну в поперечном и продольном направлениях. При сборке обеих оболочек лодки оно имеет контакт с днищем корпуса по четырем продольным линиям — опирается на нижние скулы и своды тоннелей, что придает прочность и жесткость всей конструкции. По бортам внутренней секции отформованы уступы, служащие опорой сиденьям, которые можно поставить в любое удобное положение по длине лодки. Сиденья, снятые с направляющих и уложенные на дно, образуют два спальных места. Горизонтальные поверхности уступов внутренней секции и бортовых
шельфов корпуса параллельны; зазор в 90 мм заполняется пенопластом.

Поверхность транца — цилиндрическая с плоским участком в ДП, где изнутри зафор-мовывается вертикальная закладная доска, имеющая клиновидное сечение. Это исключает возможность соскальзывания струбцин мотора на ходу. Конструкция рецесса придает транцу дополнительную прочность.

На транце в нижней части рецесса установлена сливная
втулка зажимного типа с широкими фланцами на резьбе. Она, скрепляя стенки рецесса, транца и закладную доску между собой, повышает надежность транца.

Эксплуатировать лодку лучше с мотором малой или средней мощности, хотя форма и размеры рецесса позволяют устанавливать любой отечественный мотор, не снимая румпеля. Кстати, объем рецесса в три раза меньше обычного.
На «Ильмень» можно установить тент на двух трубчатых дугах. Когда тент не нужен, дуги укладываются на носовую часть палубы по внутреннему периметру фальшборта. При этом весь кокпит остается свободным. Находясь внутри палатки, можно ловить рыбу, охотиться, идти на веслах или под мотором.

Пространство между оболочками корпуса и палубы заполнено ненамокающим пенопластом. Запаса плавучести достаточно, чтобы полностью залитая водой лодка с мотором «Ветерок 8», топливным баком и оборудованием оставалась плавать на ровном киле.

На нижнюю поверхность боковых килей установлены металлические полозья, что предохраняет корпус от повреждений при прохождении через каменистые перекаты, дает возможность использовать ее в межсезонье и зимой, при транспортировке по льду и снегу. Кстати, для транспортировки лодки к водоему вместе с мотором и снаряжением предусмотрены съемные колеса с вертикальными осями. Гнезда для осей колес (передние от мопеда) крепятся под шельфом к закладным деталям, вклеенным между оболочками. Если нельзя оставить колеса на берегу, их можно снять и уложить в кормовой багажник.

Лодка изготовлена из стеклопластика методом ручного формования обеих секций в матрицах. Чтобы сделать две матрицы, пришлось начать с изготовления деревянного образца-пуансона. Эту работу я делал в своей квартире, поскольку найти более подходящего помещения не удалось. Учитывая специфику работы со стеклопластиком, все поверхности наружного и внутреннего корпуса имеют небольшой развал, кромки и соединения скруглены. По изготовленной оснастке может быть начато серийное производство лодки, проявившей во время испытаний много положительных качеств.

Пожалуй, единственным недостатком является повышенное воздушное сопротивление при перевозке на багажнике автомобиля. Но я старался создать наиболее комфортабельную и безопасную в эксплуатации лодку минимальных размерений, не особенно заботясь об аэродинамике автомобиля. Изготовлена первая партия в количестве 10 шт.

Новой лодке я дал название «Ильмень» — в память о своих предках с берегов озера. Архитектурно-конструкторское решение лодки защищено авторским свидетельством.

Boatportal.ru

logo