Вы здесь

Азбука судостроителя

Азбука судостроителя

25.03.2009 Автор: 0 10264
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Журнал КиЯ №14 1968г

Ахтерштевень — брус, образующий кормовую оконечность судна, на котором закрепляется наружная обшивка; соединяется внизу с килем, наверху — с контртимберсом. На деревянных судах А. часто называют старнпостом.
Банка — поперечная доска, сиденье в шлюпке. Связывает борта шлюпки, опираясь на продольные брусья — подлегарсы.
Бархоут — утолщенные верхние доски деревянной обшивки.
Бимс — поперечные ребра, подкрепляющие палубу или платформу.
Битенг — прочно закрепленный вертикальный брус (или металлическая труба) на палубе, служащий для крепления швартовных и якорных канатов.
Бракета — плоская деталь (из металла, фанеры и т. п.), служащая для скрепления отдельных деталей, например, фундаментных балок.
Брештук — горизонтальная треугольная кница, соединяющая продольные связи обоих бортов форштевне.
Буртик — продольная рейка, укрепленная снаружи по верхней кромке бортов для предохранения обшивки.
Ватервейс — крайняя к борту (обычно утолщенная) доска палубного настила.
Водорез — внешняя часть форштевня.
Гарборд — вогнутый пояс обшивки на яхте в месте перехода киля в днище.
Гельмпорт — отверстие, через которое проходит баллер руля; гельмпортовая труба — труба, в которую заключен баллер.
Глухарь — винт для дерева с квадратной или шестигранной головкой.
Дейдвуд — узкая кормовая часть судна, примыкающая к килю и ахтерштевню. Обычно набирается из пакета брусков.
Дейдвудная труба (сальник) — труба, через которую гребной вал выходит из корпуса.
Закладка — киль в сборе со штевнями, дейдвудом и транцем.
Замок — соединение деталей набора врезкой с применением болтов или клея.
Карленгс (карлингс) — продольная балка в наборе палубы. Служит для разнесения нагрузки на несколько бимсов и для опоры стенок рубок и люков.
Киль — средняя балка в наборе днища, соединяющаяся с фори ахтерштевнем.
Киль брусковый — киль на металлических судах из толстой пластины.
Кильсон — продольная балка, которая укладывается внутри судна поверх шпангоутов вдоль киля и соединяется с последним на болтах.
Клинкер — способ обшивки (кромка на кромку, наборная), при котором нижняя кромка верхнего пояса перекрывает кромку предыдущего.
Клямс — внутренний привальный брус на небольших открытых шлюпках.
Кница — деталь, соединяющая концы балок набора.
Кница висячая (бимсовая) — вертикальная кница, соединяющая бимс со шпангоутом.
Кница горизонтальная — подкрепляет соединение усиленных бимсов с привальным брусом и карленгсами.
Кноп (кноповая кница, накладка) — соединяет форштевень с килем.
Кокора — деревянная часть набора с естественной кривизной.
Коксы (шпонки) — деревянные стержни, забиваемые в отверстия на стыке замка для предотвращения сдвига деталей.
Комингс — обделка по периметру люка стенка невысокой рубки.
Композитная конструкция — конструкция, выполненная из разнородных материалов (например, деревянная обшивка на металлическом наборе и т. п.)
Контртимберс — наклонная продольная балка набора, соединяющая транец с ахтерштевнем и дейдвудом.
Мидельвейс — средняя доска палубного настила.
Набор — остов, каркас судна, образованный продольными и поперечными связями.
Нагель — цилиндрический или конический стержень, служащий для соединения составных частей (штук, футоксов) набора.
Отбойный брус — продольный брусок, устанавливаемый ниже привального бруса на бортах катера в корме.
Паз — щель между смежными поясьями обшивки или палубного настила.
Пазовая рейка — ставится вдоль паза с внутренней стороны обшивки.
Переборка — поперечная (или продольная) перегородка в корпусе.
Пиллерс — вертикальная или наклонная стойка, поддерживающая бимс, банку и т. п.
Планширь — продольная планка, служащая облицовкой фальшборта (или борта на беспалубном судне).
Подлегарс — продольный брус, проходящий по бортам гребной шлюпки поверх шпангоутов и служащий опорой для банок.
Полубимс—бимс, поддерживающий узкий участок палубы между бортом и, например, комингсом рубки.
Пояс (мн. ч. — поясья) — доска обшивки.
Привальный брус — деревянный брус, укрепленный снаружи вдоль бортов для защиты обшивки при швартовке. Внутренний П. Б. — продольная связь, соединяющая верхние концы шпангоутов и служащая опорой для бимсов.
Пяртнерс — отверстие в палубе для прохода мачты, усиленное накладкой.
Резенкиль — внутренняя часть составного киля, расположенная над шпунтом.
Рецесс — ящик, пристроенный к транцу изнутри корпуса (или к переборке) для размещения мотора.
Ридерс (диагональная шина) — металлическая полоса, закрепленная диагонально относительно ДП судна на внутренней поверхности палубного настила и обшивки бортов. Препятствует растяжению корпуса при качке.
Рудерпост — часть ахтерштевня (обычно металлического), на которую навешивается руль.
Старнкница — кница, связывающая ахтерштевень с килем.
Старнлост — часть ахтерштевня, на которой закрепляется обшивка.
Стем — деревянный форштевень на крупном судне.
Степс — гнездо для шпора мачты, располагаемое обычно на киле.
Стопватер — деревянный конусный клин, предотвращающий течь по сопрягаемой плоскости в замке.
Стрингер — продольная связь набора корпуса.
Стык — соединение поясьев обшивки по длине.
Топтимберс — верхняя (бортовая) часть натесного шпангоута.
Транец — плоская или слегка выпуклая кормовая стенка корпуса.
Фальшборт — легкое сплошное ограждение (бортик) по краю палубы.
Фальшкиль — доска или брус, закрепленные к килю для защиты его от повреждений. На яхте — наружный металлический балласт.
Флор — деревянная или металлическая деталь, соединяющая на киле бортовые ветви шпангоута.
Флортимберс — днищевая ветвь натесного шпангоута.
Форштевень — носовая оконечность судна.
Фундамент — конструкция для крепления к корпусу двигателя либо другого оборудования.
Футокс — часть составного шпангоута.
Шельф — продольный брус по бортам или комингсам рубки для опоры концов бимсов.
Ширстрек— верхний бортовой пояс обшивки.
Штевень — сокращенное название фор- и ахтерштевня.
Шпангоут — поперечная связь набора.
Шпангоут гнутый — небольшого сечения рейка, изгибаемая по обводу корпуса.
Шпангоут натесной — состоит из нескольких частей, образующих обвод.
Шпангоут рамный — шпангоут повышенной прочности, устанавливаемый в районе мачты, двигателя и т. п.
Шпация — расстояние между шпангоутами.
Шпунт — выемка в киле и штевнях для крепления обшивки.
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo