.

Вы здесь

Первое шлюзование

Первое шлюзование

18.08.2016 Автор: 0 106

Под закрытие сезона НАКОНЕЦ-ТО сложилось прошлюзоваться. Сходил в Кимры.

Как сделать это правильно: за пару часов позвонить на шлюз и узнать, какая обстановка. Особенно это актуально, если
- ты собираешься в тот же день назад
- день короткий (после захода солнца маломерки не шлюзуют)
Говоришь диспетчеру шлюза, кто ты и чего хочешь и можно ли это. В этот раз оказалось можно.
Приехал на стоянку, для ускорения времени заправляться не стал, а взял с собой 2 канистры. Следующий сеанс связи - непосредственно вблизи шлюза.
- Первый шлюз, ответьте моторному катеру "Пророк Илия"!
- Первый шлюз на связи!
- Первый шлюз, я с Вами связывался часа полтора назад. Какая обстановка?
- "Илия", если бы Вы вышли на связь на 10 мин раньше! Сейчас холостое шлюзование идет ... А теперь только через час!
- Ну не страшно, подождем, спасибо. Наверное с тем теплоходом, что с Твери идет? Я его обогнал.
- Про тверского ничего не знаю. С Москвы "Речной" [название серии буксиров] будет.
- Я если что первый раз шлюзуюсь, заранее прошу прощения за возможные косяки! 
- Тааак, понятно. Вам каким бортом удобнее?
- Левым.
- Понятно, слушайте эфир, вызову.
- Спасибо.
Уходим в залив. Небольшая зыбь - залив как раз под ветром. Якорь отдавать лень Smile подрейфуем и вот как раз и занятие - заправиться. С помощью сифона перекачиваю 20 литров бензина из 2 канистр. Толкач с Твери С ДВУМЯ баржами действительно прошел в Москву. Небольшой "Сокол" в серой военной раскраске сплавал на Большую Волгу и обратно. При подходе и отходе - сигналил сиреной, все по-взрослому Smile Слышу в эфире, как шлюзуются вверх. Готовимся. Подходим из залива к Большой Волге. Периодически переключаюсь со шлюзового (3) на корабельный (5) каналы. Буксира еще ждать и ждать - опаздывает-с. А из шлюза уже вышли толкач и танкер...
- Пророк Илия - первому шлюзу!
- Пророк Илия на связи!
- Заходите в камеру, второй рым левого борта! Это как раз второй от вас, пооперативнее пожайлуста!
- Первый шлюз, вас понял: второй рым левого борта! К шлюзованию готов, кранцы вывалены, на борту все в порядке!
В подходном канале лихачить не надо, а в самой камере вообще нельзя создавать волну! К моменту входа винт должен еле-еле толкать судно... Самый малый - стоп - самый малый вперед - стоп, конец готов - багром накидываем его на ПЛАВУЧИЙ рым. Это такой крюк, который опускается/поднимается вместе с водой. Теоретически есть риск, что его может заклинить и если не хочешь повиснуть на нем - ... будь внимательнее Smile Конец идет с носа, оборот вокруг рыма - кормовая утка - и в руку. Ха, доложить-то доложил, а кормовой кранец не вывалил! Smile Ну дело поправимое. Только вот не понимаю: маломеры ВСЕГДА заходят ПОСЛЕ больших кораблей, а выходят ОБЫЧНО до них...
- Пророк Илия - первому шлюзу, пришвартовался ко второму рыму!
- Закрываю камеру, начинаю шлюзование!
Фигасе, я шлюзуюсь один, не жду буксира! Ворота закрылись и вода сразу стала падать!
- Пророк Илия, камера опорожняется, следите за швартовыми!
Эх и быстро опорожняется... все спокойно. Единственно - носовой кранец не очень удачно вывален - ну пару раз оттолкнулся багром... просто опускаемся и все. Опорожнение заняло минут 15.

Ворота верхнего бьефа. Они двигаются ВЕРТИКАЛЬНО.

Ворота верхнего бьефа шлюза

А ворота нижнего еще не открыты (они именно открываются, а не опускаются-поднимаются)

Ворота нижнего бьефа шлюза

  • Первый шлюз, когда можно будет обратно?
  • А когда вам надо? Прямо сейчас на подходе "Речной" снизу, вы в камеру можете войти через полчаса.
  • Через полчаса - рановато... а попозже?
  • Тогда часа через полтора, ориентировочно в 17 час!
  • Прекрасно!

В процессе разговора ворота открываются. Самый простой способ лишиться судоводительских прав - это ломануться в открывающиеся или закрывающиеся ворота шлюза (а на верхнем бьефе кроме прав есть шанс лишиться винта или катера целиком Smile )

Ну наконец открылись, светофор загорелся зеленым.
- Первый шлюз, большое спасибо за шлюзование! Значит ориентируюсь на 17 час!
- Пророк Илия, счастливого пути! Да, ждем вас!

В первый раз за год иду по Волге, а не по Иваньковскому:

Слева - грузовая "полупристань": плавучий кран разгружает баржи с песком и щебнем. Идет бурное строительство Особой экономической зоны (где я собственно и работаю), с пристани постоянно ездят камазы, мазы и татры с песком и щебнем.

Косино, следующая - Выхино Smile

Уже построенный комплекс, сейчас я в нем Smile

Коттеджный поселок для высокопоставленных сотрудников ОЭЗ, с причалом для катеров. По слухам, качество постройки не очень... Но издали смотрится красиво Smile

20 узлов. Справа по курсу - церковь в Ратмино. Отговорила роща золотая...

В Ратмино тоже шикарные коттеджи, причем многие из них построены недавно, соотв. очень низко к воде. Как следствие - в этом году собственники этого жилья стали клиентами страховых и ремонтно-строительных компаний Smile

Времени мало, поэтому почти не останавливаюсь на фотосессии. Хочу успеть добежать до Кимр. 
Краны. Уже на подходе к Кимрам. С самолета, который можно заметить, выпрыгнуло с полдюжины экстремалов - парашютистов Smile

Навстречу идет нечто вроде самоходной баржи. 
- Самоходная баржа, ответьте моторному катеру!
Молчание. Наверное решили, что обращение "баржа" - непочтительное. В бинокль (полевой, подарок деда - в след. году ему будет 30 лет) пытаюсь разглядеть название - ага, "Борис Марисов".
- Борис Морисов, ответьте моторному катеру!
- Борис Морисов на связи!
- Расходимся левыми бортами, не против?
- Принято, левыми, даю отмашку! (проблески)
- Борис Морисов, до кимрского моста далеко?
- Да нет, за поворотом уже увидите.
- Спасибо, счастливого пути! Я скоро обратно, наверное вместе с вами буду шлюзоваться!
- Вам тоже всего доброго, милости просим!

В отличие от автомобильных и даже железных дорог на воде вежливость - норма. А вот невежливость и тем более грубость - редкое исключение (слава Богу).
А вот за поворотом...

Слева на рубке виден усиленный конец для шлюзования. Все в порядке, он хоть и не выбран внатяг, но надежно закреплен.

Подходим ближе. Навстречу танкер. На первый вызов не ответил. Решил не насиловать рацию, убраться с фарватера и пофоткать Smile

Вообще, при всем уважении к покойному деду, Царствие ему Небесное, для воды нужен бинокль помощнее - корабли отвечают гораздо охотнее, когда их вызываешь по имени. На следующий год, Бог даст, озабочусь.

Еще микронапасть: батарейки у фотика садятся (фотик замечательный и недорогой, но вот батарейки ест как свинья помои). Время - 16.04, а к шлюзу лучше прийти загодя. Несколько фоток на остатках электричества - и назад.
Пристань Кимры:

Устье реки Кимрки, слева уже N-ый год стоит нечто разукомплектованное и по виду военное. Что это - кто знает?..

Ну и знаменитый кимрский вантовый мост:

Быстро догоняем танкер. Обгонять на узких водоемах без предупреждения - моветон. Название хорошо видно и есть большая вероятность, что мне ответят. Убавляю ход.
- Танкер STK, прошу разрешения обогнать вас по левому борту! (ибо справа у него места дофига, есть куда подвинуться)
- А кто вызывает? Катер за кормой?
Его Величества корабль Да, моторный катер "Пророк Илия"
- Понятно, по левому борту. Даю отмашку. (Три проблеска)
Танкер слегка отворачивает, я прохожу полным ходом в его корпусе от него. Безопасным в плане присасывания считается два корпуса большого судна, но тут так не получится...
- Танкер STK, спасибо, счастливого пути!
- Вам счастливо!

Летим и нагоняем старого знакомого.
- Борис Морисов, это моторный катер. Прошу разрешения обогнать вас по левому борту!
- Вас понял, даю отмашку, бегите! (Три проблеска)
Тут прошел еще ближе - узко. Но нашел возможность и помахать вахтенному, и поблагодарить по рации после окончания обгона. Морисов идет узлов 12, я - 20, легко отрываюсь.

Коротенькая остановка для фотографирования ратминской церкви с другого ракурса:

Церковь стоит на мысу - устье р. Дубна. Вверх по Дубне будет грузовая пристань. Там тоже все по-взрослому: есть буи, отмечающие судовой ход. Правда мозг слегка ломается, когда только что ты шел вниз и справа были красные буи, повернул направо и справа стали белые Smile

Дошли до ОЭЗ, до шлюза около мили. Связываемся, переключившись на третий канал:
- Первый шлюз, ответьте моторному катеру "Пророк Илия"!
- Первый шлюз на связи!
- Первый шлюз, я рядом. Я так понимаю, буду шлюзоваться с Морисовым?
- Пока ждите, заходят на шлюзование вниз. Про Морисова ничего не знаю пока. Будете шлюзоваться с Яхонтом.
- Понятно. Яхонт метрах пятистах от меня, я его вижу. Жду вызова.

Уходим с фарватера, глушим мотор, еще раз фоткаем ОЭЗ. Справа - строящийся жилой дом для сотрудников.

Перевязываем передний кранец. Странно, что не слышно про Морисова...
- Борис Морисов - первый шлюз!
- Первый шлюз на связи!
- Идем к вам, проходим устье Дубны, будем шлюзоваться вверх.
- Борис Морисов, через сколько будете?
- Минут через 40-50.
- Понятно, выходите на связь.
Зачем он сказал 40-50??? Зря он это сделал. Хотя вообще при шлюзовке правило - делать запас...
Пока фоткали и слушали - сдрейфовали метров на 50 Smile Заводимся и подтягиваемся к шлюзу поближе. Проходим приткнувшийся к берегу Яхонт, еще пару раз фоткаем Косино. Смотрим, как опорожняется шлюзовая камера:

Обратите внимание на клокочущую воду внизу ворот!
А вот и Морисов. Какие 50 мин? и получаса не прошло! А в эфире - движуха: график сбился, шлюзуется самоходная баржа и маломер. А в это время наверху стоит и ждет шлюзовки толкач с баржой (причем пришвартовался у стенки ожидания); на подходе танкер и тоже получает команду швартоваться. А на дальнем подходе - еще один толкач. ХЗ кто накосячил - "двжики" или капитаны... Запросился на шлюзование вышеупомянутый танкер, получил указание становиться на якорь на рейде. Просится на шлюзование вниз еще один маломер - получает отлуп ДО УТРА: после захода солнца маломеры не шлюзуют, а с танкерами не шлюзуют пассажирские и катера, а ставить под обгон три транспорта из-за одного маломера - это перебор Smile
Открываются ворота, толкач начинает ММММЕЕЕЕЕДЛЕЕННО выходить из шлюза, а Морисов - вот он, в полумиле.
- Морисов - первый шлюз! Мы уже рядом! Может сходу получится?
- Нет, к сожалению не получится. Становитесь на якоря.
- Понятно Sad
С одной стороны - диспетчер шлюза тупит и зверствует, держит большой пароход ради двух катеров. С другой стороны: расхождение в подходном канале большим судам невозможно, соотв. Марисов будет минут 10 ждать, пока выйдет Окский, потом еще минут 10-15 заползать в шлюз и там швартоваться, итого полчаса задержки, и тот толкач, который на дальнем подходе, вынужден будет становиться на якорь на ивашке... и потом сниматься... еще минут 15... короче все не так просто.
- Яхонт, Пророк Илия - заходите на шлюзование. Яхонт - 7 рым правого борта, Илия - 7 рым левого борта. Пооперативнее пожалуйста!
- Первый шлюз - Пророк Илия. К шлюзованию готов, кранцы вывалены (только передний), на борту все в порядке, захожу.
В подходном канале расходимся с Окским (самоходная баржа) и маломером. Места достаточно, но чуть отвлекся - и оказался ВЕСЬМА близко около Окского. Неприятно, хотя и не опасно. Малый-самый малый-стоп-самый малый, накинул конец на рым багром, ошвартовался, СТОП МАШИНА БЛИН, вывалил кормовой кранец.
- Пророк Илия - первому шлюзу, ошвартовался у 7 рыма к левому борту, к шлюзованию готов.
То же самое от Яхонта.
Ворота нижнего бьефа закрываются.
- Яхонт, Пророк Илия! Наполняю камеру, следите за швартовыми!
С верхнего бьефа начинает поступать вода. И ВОТ ТУТ СРАЗУ ОБНАРУЖИВАЕТСЯ РАЗНИЦА МЕЖДУ ШЛЮЗОВАНИЕМ ВВЕРХ И ВНИЗ. Когда вниз - вода просто из-под тебя уходит и все. А вверх - течение сверху швыряет твой кораблик как щепку и колотит его о стенки шлюза. Причем меня начинает тащить назад. Сначала отпихиваюсь багром, потом пробираюсь на нос и подтягиваюсь обратно, чтобы рым был посреди кораблика и кранцы касались шлюза, а не рыма. Подтянулся, накинул еще петлю - сносить стало слабее. Но по честному: если бы сразу сделал две петли - все было бы совсем хорошо. Отталкивайся и все, обычная процедура. 
Камера наполнилась, а вода еще кипит Smile Открылись ворота верхнего бьефа - а вода еще кипит Smile Открылся зеленый - а вода пока что кипит! Отвязался, оттолкнулся, завел мотор, выходим. Благодарим за шлюзование. Наверху нас ждут толкач и танкер, пришвартованные у стенки ожидания. От кормы толкача до носа танкера всего несколько метров!!! Капитан танкера - ювелир Smile проползаю на нос убрать швартов в якорный ящик, машина на самом малом ходу, пока убирал - уже идем в сторону берега Smile Право руля, средний вперед. А вот и толкач с Твери, спешит на шлюзование... Выходим в Иваньковское, волнение почти утихло, времени около 18 час. Полный вперед и полетели в базу! Пришли, пришвартовались - не с первого раза; коли так - еще две тренировочные швартовки. Швартуемся окончательно, глушимся, отмечаемся. 

Пора на дачу! Wink

Автор: http://privateer-74.livejournal.com/

Boatportal.ru

logo